Вопрос: О
возможности заключения договоров аренды недвижимого государственного или
муниципального имущества с единственным участником торгов.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 октября 2010 г. N Д22-1862
В Минэкономразвития
России рассмотрено обращение о разъяснении норм Федерального закона от
26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о
конкуренции) в части возможности заключения договоров аренды недвижимого
государственного или муниципального имущества с единственным участником торгов
в связи с вступлением в силу Правил проведения конкурсов или аукционов на право
заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров
доверительного управления имуществом, иных договоров,
предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении
государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России
от 10.02.2010 N 67 (далее - Правила проведения торгов). По результатам
рассмотрения сообщаем следующее.
Статьей 17.1 Закона о конкуренции
установлено требование о заключении договоров,
предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении
государственного или муниципального имущества, только по результатам проведения
конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Согласно п. п. 74 и 135 Правил проведения
торгов принятие решения о допуске к участию в конкурсе (аукциону) и признании
участником конкурса (аукциона) только одного заявителя является основанием для
признания конкурса (аукциона) несостоявшимся. В случае признания торгов несостоявшимися п. п. 101 и 151 Правил проведения торгов
предусмотрена возможность проведения новых торгов.
Возможность заключения договора в
отношении государственного или муниципального имущества с единственным
участником конкурса (аукциона) Правилами проведения торгов никак не
регламентирована. При этом полагаем, что заключение договора,
предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного
или муниципального имущества, с единственным участником торгов не препятствует
обеспечению открытости процедур и равенства прав всех
заинтересованных лиц при приобретении прав в отношении государственного или
муниципального имущества.
Федеральным законом от 21.12.2001 N
178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(далее - Закон о приватизации) возможность заключения договора продажи
государственного или муниципального имущества при проведении
аукциона с единственным участником также не регламентирована. Вместе с
тем согласно имеющимся судебным решениям (решение Федерального арбитражного
суда Дальневосточного округа от 06.05.2010 по делу N Ф03-2860/2010), заключение
договора с единственным участником несостоявшегося аукциона хотя и не
предусмотрено Законом о приватизации, но и не противоречит ему.
Одновременно обращаем внимание на то, что
Минэкономразвития России не уполномочено давать разъяснения антимонопольного
законодательства, в том числе Закона о конкуренции и Правил проведения торгов.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 23 Закона о конкуренции разъяснения по вопросам
применения антимонопольного законодательства дает Федеральная антимонопольная
служба.
Также отмечаем, что в настоящее время на
официальном сайте ФАС России в сети Интернет отсутствуют разъяснения,
касающиеся заключения договоров в отношении государственного или муниципального
имущества, в том числе в части заключения указанных договоров с единственным
участником торгов.
Директор
Департамента развития конкуренции
А.А.ПИРОЖЕНКО
14.10.2010