Вопрос: О порядке применения п. 5 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от
24.07.2007 N 221-ФЗ до 01.01.2013 и о порядке присвоения кадастрового номера
объекту недвижимого имущества до 01.01.2013; об отсутствии права требовать для
принятия решения о приватизации земельного участка кадастровый паспорт,
содержащий сведения о кадастровом номере расположенного в пределах земельного
участка объекта недвижимого имущества.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 октября 2010 г. N Д23-4182
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросам, связанным с
оформлением в собственность земельного участка, на котором расположено здание,
часть которого находится в собственности, и сообщает.
1. По вопросу о порядке применения п. 5
ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном
кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) до 1 января 2013 г. и о
порядке присвоения кадастрового номера объекту недвижимого имущества (зданию,
сооружению, помещению, объекту незавершенного строительства) до 1 января 2013
г.
В соответствии со ст. 43 Закона о
кадастре до 1 января 2013 г. установлен переходный период применения Закона о
кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета
зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В переходный период
положения Закона о кадастре не применяются в отношении зданий, сооружений,
помещений, объектов незавершенного строительства и государственный учет таких
объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном на день
вступления в силу Закона о кадастре нормативными правовыми актами в сфере
соответственно осуществления государственного технического учета и технической
инвентаризации объектов капитального строительства и государственного
технического учета жилищного фонда.
Особенности осуществления такого учета в переходный период могут быть
установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых
отношений.
При этом согласно
Приказу Минюста России от 18.02.2008 N 32 "Об утверждении форм кадастровых
паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения,
земельного участка" (далее - Приказ Минюста России N 32) в форме
кадастрового паспорта здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного
строительства строка "Кадастровый номер" не заполняется в переходный
период, если на территории субъекта Российской Федерации действует порядок
осуществления государственного учета, установленный на день вступления в силу Закона о кадастре нормативными правовыми
актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета
и технической инвентаризации объектов капитального строительства и
государственного технического учета жилищного фонда.
В кадастровом паспорте земельного
участка, форма которого утверждена Приказом Минюста России N 32, не
предусмотрено указание кадастровых номеров находящихся на таком земельном
участке объектов капитального строительства.
В соответствии с ч.
9 ст. 47 Закона о кадастре до 1 января 2013 г. при наличии на земельном
участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, здания,
строения, сооружения, объекта незавершенного строительства допускается внесение
в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении указанных
здания, строения, сооружения, объекта незавершенного строительства на
соответствующем земельном участке в порядке, установленном Законом о кадастре
для осуществления государственного
кадастрового учета части объекта недвижимости, на основании заявления о
кадастровом учете, поданного собственником указанных
здания, сооружения, объекта незавершенного строительства либо представителем
такого собственника, и межевого плана.
Пунктами 41 и 62
Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития
России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и
требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о
согласовании местоположения границ земельных участков", установлено, что
сведения о части земельного участка, занятой зданиями, сооружениями или
объектами незавершенного строительства, независимо от наличия сведений о таких
объектах недвижимости в государственном кадастре
недвижимости могут быть включены в межевой план при соблюдении одновременно двух
условий:
- договором подряда на выполнение
кадастровых работ такое предусмотрено;
- образование части земельного участка
связано с наличием на земельном участке, находящемся в государственной или
муниципальной собственности, объектов недвижимости, находящихся в собственности
граждан или юридических лиц.
2. По вопросу о правовой оценке действий
департамента имущественных и земельных отношений субъекта Российской Федерации
по истребованию для принятия решения о приватизации земельного участка
кадастрового паспорта, содержащего сведения о кадастровом номере расположенного
в пределах земельного участка объекта недвижимого имущества
Приказом Минэкономразвития России от
30.10.2007 N 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о
приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или
муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения,
сооружения (далее - Перечень). Пунктом 6 Перечня предусмотрено представление
кадастрового паспорта. При этом в Перечне не предусматривается содержание в
кадастровом паспорте сведений о кадастровом номере расположенного в пределах
земельного участка объекта недвижимого имущества.
В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного
кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти или
органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления
дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным
Перечнем.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, вопросы по проверке
законности действий органов местного самоуправления и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации не относятся к компетенции
Минэкономразвития России.
В соответствии с п. 1 ст. 254
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе
оспорить в суде решение органа государственной власти, органа местного
самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального
служащего, если считает, что таким решением нарушены его права и свободы.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
15.10.2010