Вопрос: О
полномочиях генерального директора АО, предусмотренных ст. 69 Федерального
закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 октября 2010 г. N Д06-3599
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России рассмотрел в пределах своей компетенции обращение о
полномочиях генерального директора акционерного общества (далее - АО),
предусмотренных ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных
обществах" (далее - Закон об АО), по совершению сделок и сообщает
следующее.
В соответствии с Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 (далее -
Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и
нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах
деятельности. В то же время согласно Положению Министерство не вправе
осуществлять толкование норм законодательства Российской Федерации. В связи с
этим Департамент может высказать лишь позицию по вопросам, изложенным в
обращении.
В обращении сообщается, что генеральный
директор АО на основании полномочий, предусмотренных ст. 69 Закона об АО,
совершил ряд сделок, направленных на отчуждение имущества АО, каждая из которых
не превышает 25 процентов балансовой стоимости активов общества и,
соответственно, не подлежит на этом основании одобрению по правилам гл. 10
Закона об АО.
В соответствии с п. 2 ст. 69 Закона об АО
к компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства
текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к
компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного
совета) общества, в том числе представление интересов общества и совершение
сделок от имени общества.
В соответствии со ст. 65 Закона об АО к
компетенции совета директоров общества относится решение вопросов общего
руководства деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных законом
к компетенции общего собрания акционеров, в том числе одобрение крупных сделок,
предусмотренных ст. 78 Закона об АО. Статья 78 Закона об АО
устанавливает понятие крупной сделки, которой считается сделка (в том числе
заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок,
связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом
прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более
процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его
бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, за исключением сделок,
совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.
Таким образом, заключение сделки
(нескольких взаимосвязанных сделок), если стоимость отчуждаемого
(приобретаемого) имущества не превышает 25 процентов от балансовой стоимости
имущества АО, или сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной
деятельности, относится к компетенции исполнительного органа АО (генерального
директора), если иное не предусмотрено уставом общества.
Однако, в случае
если есть основания полагать, что Ваши права нарушены, Вы вправе обратиться в
суд. Если в судебном порядке будет установлено, что сделки являются
взаимосвязанными (сторонами сделок являются одни и те же либо взаимозависимые
лица, сделки имеют однородный предмет, совершены за непродолжительный период
времени, денежные средства, полученные от сделок, направлены на решение
какой-либо одной определенной задачи и одна или несколько сделок обеспечивают
исполнение одного обязательства) и в совокупности стоимость отчуждаемого (приобретаемого) имущества превышает 25 процентов балансовой
стоимости активов общества, такие сделки могут быть признаны недействительными
по иску общества и (или) акционера как совершенные с нарушением порядка
одобрения, предусмотренного ст. 79 Закона об АО (с применением последствий
недействительности сделок).
В отношении оценки отчуждаемого имущества
необходимо отметить, что п. 2 ст. 77 Закона об АО предусмотрена возможность, а
в некоторых случаях - обязательность привлечения независимого оценщика, что
само по себе призвано обеспечить определение реальной рыночной стоимости
отчуждаемого имущества. При этом в случае проведения недобросовестной оценки
существуют различные механизмы защиты прав акционеров, в частности оспаривание
отчета об оценке, взыскание убытков, вызванных ненадлежащим определением
стоимости имущества АО.
Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
Р.А.КОКОРЕВ
19.10.2010