Вопрос: Об
отсутствии оснований для установления границы населенного пункта прерывающейся
и многоконтурной; об образовании, объединении, преобразовании и упразднении
административно-территориальных единиц, установлении и изменении их границ в
Чувашской Республике.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 октября 2010 г. N Д23-4426
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по некоторым вопросам, связанным
с установлением (изменением) границ населенных пунктов, и сообщает следующее.
1. По вопросу о возможности установления
границы населенного пункта прерывающейся и многоконтурной
Границей городских, сельских населенных
пунктов является черта, отделяющая земли таких населенных пунктов от земель
иных категорий (ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации).
Границы населенных
пунктов устанавливаются или изменяются в результате утверждения или изменения
генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы
населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального
образования, что, в свою очередь, является переводом земель населенных пунктов
или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом
земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в
земли населенных пунктов (ст. 84 Земельного
кодекса Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ
"О переводе земель или земельных участков из одной категории в
другую" (далее - Закон о переводе земель)).
В указанном выше
случае, то есть в связи с установлением или изменением черты населенных
пунктов, о переводе земельных участков из состава земель одной категории в
другую уполномоченные исполнительные органы государственной власти или органы
местного самоуправления, в соответствии со ст. 5 Закона о переводе земель,
обращаются в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и
картографии с заявлением о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости и в записи Единого государственного реестра прав
на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, в пределах населенного
пункта могут находиться только земли одной категории - земли населенных
пунктов, в случае если его границы установлены надлежащим образом и
соответствующая информация направлена уполномоченными органами в Росреестр. В ином случае в границах населенного пункта
земельные участки могут быть учтены как входящие в состав иных категорий
земель.
Возможность установления границы
населенного пункта прерывающейся и многоконтурной действующим законодательством
не предусмотрена.
Кроме того, следует отметить, что
согласно ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 35
Градостроительного кодекса Российской Федерации в границах населенных пунктов
могут определяться зоны инженерной и транспортной инфраструктур,
предназначенные для застройки объектами железнодорожного, автомобильного,
речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной
инфраструктуры.
2. По вопросу об образовании,
объединении, преобразовании и упразднении административно-территориальных
единиц, установлении и изменении их границ
Поскольку в
соответствии со ст. ст. 11, 71, 72, 73, 76 (п. 4), 77 Конституции Российской
Федерации вопросы административно-территориального устройства относятся к
ведению субъектов Российской Федерации, согласно п. 2 ст. 3 и п. 2 ст. 5
Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации
вправе осуществлять собственное правовое
регулирование таких вопросов, то есть устанавливать
административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и
порядок его изменения.
Административно-территориальное
устройство Чувашской Республики, его принципы, порядок образования,
объединения, преобразования и упразднения административно-территориальных
единиц, установления и изменения их границ и административных центров
определяет Закон Чувашской Республики от 19.12.1997 N 28 "Об
административно-территориальном устройстве Чувашской Республики" (далее -
Закон об административно-территориальном устройстве).
Учитывая изложенное, следует отметить,
что в соответствии со ст. 12 Закона об административно-территориальном
устройстве населенные пункты, которые фактически слились с городом, поселком
городского типа, могут включаться в состав города, поселка городского типа. При
этом включенный в состав города или поселка городского типа населенный пункт
теряет свое прежнее правовое положение и становится частью города или поселка
городского типа (его улицами).
Решение об
образовании, объединении, о преобразовании или об упразднении
административно-территориальных единиц, установлении и изменении их границ, в
том числе об утверждении черты городов и поселков городского типа, а также
установлении и перенесении административных центров принимается Государственным
Советом Чувашской Республики по инициативе и по представлению органов местного
самоуправления либо органов государственной власти Чувашской Республики с
учетом мнения населения соответствующих территорий (ст. 10 Закона об административно-территориальном
устройстве).
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
29.10.2010