Вопрос: О
признании правоустанавливающего документа на земельный участок основанием для
уплаты земельного налога, а также об обязанности ООО
переоформить фактическое пользование земельным участком на право собственности
либо аренды при переходе права собственности на объекты недвижимости,
расположенные на нем.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 ноября 2010 г. N Д23-4508
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу разъяснения норм земельного
законодательства и сообщает следующее.
В соответствии со
ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога
признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками,
признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового
кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного
(бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
При этом не признаются
налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных
участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или
переданных им по договору аренды.
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского
кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на
недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение
подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами,
осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с
ней.
Таким образом, основанием для признания
лица налогоплательщиком земельного налога является соответствующий
правоустанавливающий документ на земельный участок.
Вместе с тем
согласно п. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 3 ст. 552
Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на
здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому
лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного
участка, занятой зданием, строением, сооружением, на тех же условиях и в том же
объеме, что и прежний их собственник.
Учитывая
изложенное, указанная в обращении организация (ООО) - приобретатель объектов
недвижимости, не оформившая права на земельный участок под соответствующим
объектом недвижимости, фактически является пользователем земельного участка,
принадлежащего продавцу на условиях постоянного (бессрочного) пользования. Площадь находящегося в фактическом пользовании ООО
земельного участка пропорциональна площади принадлежащих ему зданий, строений,
сооружений (п. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае если ООО
считает необходимым оформить земельный участок, меньший по площади, чем
площадь, пропорциональная площади здания, строения, сооружения, то ООО вправе
оформить права на новый земельный участок в порядке, предусмотренном ст. 36
Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст.
392 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если при приобретении
здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии
с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного
участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования,
налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица
определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.
Вместе с тем права ООО
на землю должным образом не оформлены.
Следует учитывать, что отчуждение здания,
строения, сооружения, находящихся на земельном участке
и принадлежащих одному лицу, невозможно без указанного земельного участка (п. 4
ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации). Отчуждение доли в праве
собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на праве
собственности у нескольких лиц, влечет за собой отчуждение доли в праве
собственности на земельный участок, размер которого пропорционален доле в праве
собственности на здание, строение, сооружение.
Таким образом, в соответствии с
действующим законодательством ООО должно переоформить фактическое пользование
земельным участком на право собственности либо аренды.
Следует отметить, что земли и земельные
участки должны использоваться исходя из принципа платности, согласно которому
любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев,
установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, ст. 7.1 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная
ответственность за использование земельного участка без оформленных в
установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или без
документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
03.11.2010