Вопрос: О порядке
оплаты недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности
субъектов РФ или муниципальной собственности и приобретаемого субъектами малого
и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на
приобретение арендуемого имущества.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 ноября 2010 г. N Д05-4280
Департамент
развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России
рассмотрел обращение по вопросу о реализации положений Федерального закона от
22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества,
находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или
в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства,
и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) и сообщает.
Федеральный закон N 159-ФЗ призван
урегулировать правоотношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной
собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности
недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего
предпринимательства. В Федеральном законе N 159-ФЗ отражены особенности
отчуждения арендуемого имущества, условия предоставления и порядок реализации
преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, определены
последствия несоблюдения требований к порядку совершения сделок по возмездному
отчуждению государственного или муниципального имущества.
Основная цель Федерального закона N
159-ФЗ - оказание адресной государственной поддержки предприятиям малого и
среднего предпринимательства посредством установления для них преференций в
приватизации арендуемых объектов недвижимого имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального
закона N 159-ФЗ оплата недвижимого имущества, находящегося в государственной
собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности
и приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации
преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, осуществляется
единовременно или в рассрочку. Срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами
малого и среднего предпринимательства такого имущества при реализации
преимущественного права на приобретение арендуемого имущества устанавливается
законами субъектов Российской Федерации.
Необходимо отметить, что рассрочкой
является способ оплаты товаров и услуг, при котором
платеж производится не в разовом порядке, не в полной сумме, а по частям.
Согласно ч. 2 ст. 5
Федерального закона N 159-ФЗ право выбора порядка оплаты (единовременно или в
рассрочку) приобретаемого арендуемого имущества, а также срока рассрочки в
установленных в соответствии с настоящей статьей пределах принадлежит субъекту
малого или среднего предпринимательства при реализации преимущественного права
на приобретение арендуемого имущества.
Исходя из
указанного положения субъектам малого и среднего предпринимательства не
предоставлено право самостоятельно определять порядок внесения платежей в течение срока рассрочки, выбранного ими в
пределах установленного срока рассрочки.
В связи с этим субъекты малого и среднего
предпринимательства вправе выбрать лишь способ оплаты (единовременно или в
рассрочку) и срок рассрочки.
Вместе с тем в
соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ отношения, связанные с
участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации
арендуемого имущества и не урегулированные настоящим Федеральным законом,
регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации
государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N
178-ФЗ).
Таким образом, порядок оплаты
государственного или муниципального имущества урегулирован нормами ст. 35
Федерального закона N 178-ФЗ.
Дополнительно
отмечаем, что в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 159-ФЗ в
течение десяти дней с даты принятия решения об условиях приватизации
арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом N 178-ФЗ,
уполномоченные органы направляют арендаторам - субъектам малого и среднего
предпринимательства, соответствующим установленным ст. 3 Федерального закона N
159-ФЗ требованиям, копии указанного решения, предложения о заключении
договоров купли-продажи государственного
или муниципального имущества и проекты договоров купли-продажи арендуемого
имущества.
Следует отметить, что порядок оплаты
имущества является неотъемлемым условием договора купли-продажи имущества и
субъект малого и среднего предпринимательства вправе предложить свой вариант
оплаты имущества в рассрочку и обсудить его с муниципалитетом.
Также необходимо отметить, что указанная
заявителем правовая ситуация отражена в Постановлении Президиума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2010 N 2468/10.
Согласно
Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
14.02.2008 N 14 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 марта 2007 г. N 17 "О
применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при
пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся
обстоятельствам" правовые позиции Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации являются общеобязательными для всех арбитражных судов, а дела, которые к моменту создания прецедента были
решены иначе, должны быть пересмотрены.
Заместитель директора
Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Н.И.ЛАРИОНОВА
23.11.2010