Вопрос: О порядке
использования ККТ организацией, применяющей систему налогообложения в виде
ЕНВД, при реализации алкогольной продукции.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 декабря 2010 г. N Д05-4486
Департамент развития малого и среднего
предпринимательства Министерства экономического развития Российской Федерации
рассмотрел обращение по вопросу использования контрольно-кассовой техники при
применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности (далее - ККТ, ЕНВД) и сообщает.
В соответствии с ч.
2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон
N 54) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками
ЕНВД для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие ч. 2 и 3 ст.
2 Федерального закона N 54, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных
ч. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять
наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без
применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа
(товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием
денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Каких-либо исключений применения
вышеназванной нормы в отношении реализации алкогольной продукции Федеральный
закон N 54 не содержит.
Частью 2 ст. 346.26
Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что система
налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться
по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов,
законодательных (представительных) органов городской власти городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении, в частности,
розничной торговли с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по
каждому объекту организации торговли.
При этом в отношении предпринимательской
деятельности, связанной с торговлей алкогольной продукцией, система
налогообложения в виде ЕНВД может применяться.
Вместе с тем правовые основы производства
и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в
Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N
171-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст.
16 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие в городах розничную
продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов
объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и
складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную
сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, ККТ.
Определение порядка лицензирования и
выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции относятся к
полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами
Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений
Федерального закона N 171-ФЗ только организациям.
В соответствии со ст. 26 Федерального
закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции запрещается розничная продажа алкогольной
продукции с нарушением требований ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ, то есть в том числе розничная продажа в городах алкогольной
продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой
продукции без ККТ.
Нарушение данных норм при осуществлении
розничной продажи алкогольной продукции образует объективную сторону состава
административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях: "нарушение иных
правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции"
(Постановление Президиума ВАС РФ от 16.09.2008 N 5378/08 по делу N
А66-6614/2007). Такое нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей
с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой;
на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией
алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Дополнительно
сообщаем: в соответствии с п. 5 Графика реализации мероприятий по
совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации
предоставления государственных услуг, утвержденного Председателем Правительства
Российской Федерации 24.11.2009 N 5768-П16, Минпромторгом
России, Росстандартом, Минэкономразвития России, ФНС
России и ФАС России подготовлены предложения об оптимизации
контрольно-надзорных и разрешительных функций, предоставлении государственных
услуг, а также сокращении избыточного государственного регулирования, в том
числе в области ККТ, и направлены в рабочую
группу при Правительственной комиссии по проведению административной реформы по
вопросам оптимизации структуры и функций федеральных органов исполнительной
власти.
Предложения касаются комплексной
оптимизации контрольно-надзорных и разрешительных функций, предоставления
государственных услуг, а также сокращения избыточного государственного
регулирования, в частности:
- определения технических требований,
предъявляемых к контрольно-кассовой технике, производимой, реализуемой и применяемой
на территории Российской Федерации;
- определения административной
ответственности за производство, реализацию и применение контрольно-кассовой
техники, не соответствующей законодательно установленным требованиям;
- отмены обязательного внесения
контрольно-кассовой техники в Государственный реестр контрольно-кассовой
техники;
- установления режима добровольной
сертификации контрольно-кассовой техники в независимых аккредитованных
компетентным органом исполнительной власти лабораториях (экспертных
организациях).
Вместе с тем сообщаем, что в соответствии
с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N
437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое
регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно данному
Положению Минэкономразвития России не является органом, уполномоченным
осуществлять официальное толкование нормативных правовых актов.
В связи с этим разъяснения
Минэкономразвития России не являются обязательными для исполнения, а носят
рекомендательный характер.
Врио
заместителя директора
Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Е.В.КОВТУН
06.12.2010