Вопрос: О
разъяснениях положений Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ и о внесении
в него изменений.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 декабря 2010 г. N Д05-4502
Департамент
развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России
рассмотрел коллективное обращение по вопросу внесения изменений в Федеральный
закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого
имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской
Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и
среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N
159-ФЗ) и в пределах своих полномочий сообщает.
Федеральный закон N 159-ФЗ призван
урегулировать правоотношения, возникающие в связи с отчуждением из
государственной собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной
собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего
предпринимательства.
В Федеральном законе N 159-ФЗ отражены
особенности отчуждения арендуемого имущества, условия предоставления и порядок
реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества,
определены последствия несоблюдения требований к порядку совершения сделок по
возмездному отчуждению государственного или муниципального имущества.
В соответствии с
Федеральным законом от 02.07.2010 N 150 "О внесении изменения в статью 10
Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества,
находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или
в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего
предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации" действие норм ст. ст. 1 - 6 и 9 Федерального закона N 159-ФЗ продлевается с 1 июля 2010 г. до 1 июля 2013 г.
Согласно ст. 2
Федерального закона N 159-ФЗ государственное или муниципальное унитарное
предприятие вправе с согласия собственника недвижимого имущества осуществить
возмездное отчуждение имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного
ведения или оперативного управления и арендуемого лицом, отвечающим
требованиям, предусмотренным ст. 3 данного Федерального закона, в порядке,
обеспечивающем реализацию преимущественного права арендатора на приобретение
указанного имущества. Следует
отметить, что в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.1999 N
184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
вопросы управления и распоряжения государственной собственностью отнесены к
полномочиям высшего органа государственной власти субъекта Российской
Федерации, а муниципальной собственностью - отнесены к компетенции
органов местного самоуправления.
Основная цель Федерального закона N
159-ФЗ - оказание адресной государственной поддержки предприятиям малого и
среднего предпринимательства посредством установления для них преференций в
приватизации арендуемых объектов недвижимого имущества.
Необходимо отметить,
что в настоящее время прорабатывается вопрос о предоставлении права выкупа
добросовестным арендаторам помещений, включенных в региональные и муниципальные
перечни, ограничив при этом площадь выкупаемых помещений, а также включение
нормы, в соответствии с которой устанавливаемые субъектами Российской Федерации
площадь и сроки рассрочки не могут быть менее определенных Правительством
Российской Федерации.
Следует также отметить, что порядок
оплаты государственного или муниципального имущества, приобретаемого его
арендаторами в рамках реализации преимущественного права на его приобретение,
урегулирован ст. 5 Федерального закона N 159-ФЗ. В соответствии с п. 2
указанной статьи право выбора порядка оплаты (единовременно или в рассрочку)
приобретаемого арендуемого имущества, а также срока рассрочки принадлежит
субъекту малого и среднего предпринимательства.
Дополнительно сообщаем о возможности
рассмотрения заинтересованными сторонами споров, возникших по вопросу оплаты
приобретаемого имущества с рассрочкой платежа, в судебном порядке как
преддоговорных споров. Процессуальные требования к участникам данных споров и к
судебному решению, их разрешающему, содержатся в ст. ст. 126, 173 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации.
Заместитель директора
Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Н.И.ЛАРИОНОВА
06.12.2010