Вопрос: Об
основаниях для приостановления осуществления государственного кадастрового
учета земельных участков; о применении органом кадастрового учета сведений
государственного фонда данных, полученных в результате проведения
землеустройства; о применении рекомендаций, изложенных в Письме Роснедвижимости от 18.04.2008 N ВК/1835.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 декабря 2010 г. N Д23-5055
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел
обращение по вопросам осуществления государственного кадастрового учета
земельных участков и применения органом кадастрового учета при ведении
государственного кадастра недвижимости сведений государственного фонда данных,
полученных в результате проведения землеустройства (далее - государственный
фонд данных), и сообщает.
В соответствии с Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437,
Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению
законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Кроме того, информации, содержащейся в
обращении, недостаточно для подготовки ответа по существу. Вместе с тем полагаем
возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.
1. Об основаниях приостановления
осуществления государственного кадастрового учета земельных участков
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона
от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"
(далее - Закон о кадастре) орган кадастрового учета принимает решение о
приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (далее -
решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в
соответствии с правилами ст. 26 Закона о кадастре.
Причины, являющиеся основанием для
принятия решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового
учета, приведены в ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре. При этом согласно ч. 4 ст. 26
Закона о кадастре решение о приостановлении должно
содержать причину приостановления осуществления государственного кадастрового
учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения ч. 2 ст. 26 Закона о
кадастре, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения
этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин.
Необходимо отметить, что в соответствии с
ч. 10 ст. 26 Закона о кадастре решение о
приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке.
2. По вопросу применения органом
кадастрового учета сведений государственного фонда данных
Положениями Закона о кадастре не
предусмотрено осуществление государственного кадастрового учета, в том числе
осуществление государственного кадастрового учета изменений земельных участков
в связи с уточнением местоположения их границ, на основании переданных на
хранение в государственный фонд данных землеустроительных дел.
Необходимо
отметить, что Федеральным законом от 13.05.2008 N 66-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании
утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных
актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О
государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон) внесены изменения в
Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", согласно
которым земельные участки не являются объектами землеустройства. В связи с этим с даты вступления
в силу Закона (17 мая 2008 г.) землеустройство в отношении земельных участков
не проводится.
По мнению Департамента недвижимости,
хранящиеся в государственном фонде данных землеустроительные дела могут
использоваться для подготовки документов градостроительного зонирования, схем
расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах
соответствующих территорий, а также для подготовки межевых планов, в том числе
при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ
соответствующих земельных участков.
3. По вопросу применения рекомендаций,
изложенных в Письме Роснедвижимости от 18.04.2008 N
ВК/1835 (далее - Письмо Роснедвижимости)
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона о
кадастре государственный кадастровый учет, в том числе государственный
кадастровый учет изменений земельного участка, осуществляется на основании
представляемых в орган кадастрового учета соответствующего заявления и
необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета
документов. Межевой план, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре,
является одним из документов, представляемых при постановке на государственный
кадастровый учет земельного участка, при государственном кадастровом учете
части земельного участка или государственном кадастровом учете в связи с
изменением уникальных характеристик земельного участка.
При этом Законом о кадастре не
установлены особенности осуществления государственного кадастрового учета
земельного участка, образуемого в результате объединения земельных участков, в
части исключения из перечня представляемых для осуществления государственного
кадастрового учета документов межевого плана.
Таким образом, рекомендации, изложенные в
Письме Роснедвижимости, в части, касающейся перечня
документов, представляемых для осуществления государственного кадастрового
учета земельного участка, образованного в результате выполнения кадастровых
работ в связи с объединением земельных участков, не подлежат применению как
противоречащие требованиям Закона о кадастре.
Дополнительно отмечаем, что состав
межевого плана, подготавливаемого в результате выполнения кадастровых работ по
образованию земельного участка путем объединения земельных участков, приведен в
п. 8 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом
Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412.
Врио
Заместителя директора
Департамента недвижимости
В.А.СПИРЕНКОВ
10.12.2010