Вопрос: О
получении разъяснений по определению кадастровой стоимости земельного участка в
управлении Росреестра субъекта РФ; о возможности
оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, а
также установлении налоговой ставки по земельному налогу представительными
органами муниципальных образований.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 декабря 2010 г. N Д06-4730
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу
установления кадастровой стоимости земельного участка и сообщает следующее.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития
России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию Минэкономразвития
России не входит разъяснение положений действующего законодательства. В связи с
этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросам, указанным в
обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.
Ввиду отсутствия в обращении уточняющей
информации (кадастрового номера) о соответствующем земельном участке
предоставить разъяснения относительно порядка определения кадастровой стоимости
указанного участка не представляется возможным.
Следует отметить,
что в соответствии с п. 13 Административного регламента по исполнению
государственной функции "Организация проведения государственной
кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития
России от 28.06.2007 N 215, управление Росреестра по
соответствующему субъекту Российской Федерации осуществляет разъяснение как в
отношении общих результатов государственной кадастровой оценки земель
определенной категории через средства массовой информации (публикации в
печатных изданиях, информационной сети Интернет), так и в отношении результатов государственной кадастровой оценки
конкретного земельного участка.
С учетом изложенного для получения
разъяснений о порядке определения кадастровой стоимости земельного участка,
указанного в обращении, по мнению Департамента, целесообразно обратиться в
управление Росреестра.
Дополнительно
отмечаем, что в соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N
135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред.
Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
и отдельные законодательные акты Российской Федерации") предусмотрена
возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами
результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка
могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах
определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой
стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости
могут быть недостоверность сведений о земельном участке, использованных при
определении его кадастровой стоимости, а также установление на дату, по
состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость земельного участка,
его рыночной стоимости.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса
Российской Федерации определено, что в случае определения рыночной стоимости
земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка
устанавливается равной его рыночной стоимости.
В настоящее время Минэкономразвития
России ведется работа по разработке типовых требований к порядку создания и
работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой
стоимости.
Таким образом, результаты определения
кадастровой стоимости земельных участков, по мнению Департамента, могут быть
оспорены в суде, в том числе на основании отчетов об определении их рыночной
стоимости по состоянию на дату, на которую определена кадастровая стоимость
земельных участков.
Кроме того, сообщаем, что в соответствии
с п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
налоговая база по земельному налогу (далее - налог) определяется как
кадастровая стоимость земельных участков.
В свою очередь, согласно ст. 387 Кодекса
налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных
органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми
актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к
уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные
органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах,
установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также
устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая
установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий
налогоплательщиков.
Таким образом, величина налоговой
нагрузки определяется налоговой ставкой, устанавливаемой органами муниципальных
образований.
Следует отметить, что в соответствии с п.
1 ст. 3 Кодекса при установлении налога учитывается также фактическая
способность налогоплательщика к уплате налога.
С учетом изложенного в целях снижения
налоговой ставки представляется целесообразным обращаться в представительные
органы муниципальных образований.
Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
10.12.2010