Вопрос: О переходных положениях, предусмотренных Федеральными законами от
24.07.2009 N 212-ФЗ и от 24.07.2009 N 213-ФЗ в связи с повышением нагрузки на
плательщиков страховых взносов; об отмене ЕНВД и введении новой главы НК РФ -
"Патентная система"; об ослаблении государственного контроля за
субъектами малого и среднего предпринимательства; об ограничении роста тарифов
на коммунальные услуги.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 декабря 2010 г. N Д05-4562
Департамент развития малого и среднего
предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение и сообщает.
По вопросу увеличения налоговых платежей.
В соответствии с
Федеральными законами от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской
Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и
территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее -
Закон N 212-ФЗ) и от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу
отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской
федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования" предусматривается переход к страховым принципам
формирования системы обязательного социального страхования, в том числе
установление единого для всех страхователей (работодателей) тарифа страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование в размере
26% от выплат работникам при увеличении совокупного тарифа взносов на все виды
обязательного социального страхования до 34%. Одновременно с этим
устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам,
обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных
внебюджетных фондов.
В связи с повышением нагрузки на
плательщиков страховых взносов указанными Федеральными законами предусмотрен
ряд переходных положений компенсирующего характера.
Прежде всего, до 1 января 2011 г. размер
тарифа страхового взноса не превышает действовавшую в 2009 г. ставку единого
социального налога, изменилась лишь база для начисления страховых взносов.
В соответствии со ст. 57 Закона N 212-ФЗ
в 2010 г. для плательщиков страховых взносов установлен тариф страховых взносов
в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 20%, а для некоторых
плательщиков страховых взносов в 2010 г. установлены пониженные тарифы
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В переходный период 2011 - 2014 гг. для
отдельных категорий налогоплательщиков (сельскохозяйственных
товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов, резидентов
технико-внедренческих зон и др.) предусмотрены пониженные тарифы страховых
взносов.
Также сохранены
действующий в настоящее время механизм учета страховых взносов в составе расходов
и механизм вычета сумм страховых взносов из сумм налогов, уплачиваемых по
специальным налоговым режимам.
Таким образом, субъекты малого и среднего
предпринимательства, осуществляющие соответствующие виды деятельности, смогут
воспользоваться предлагаемыми льготами.
При этом предусмотрено, что выпадающие
доходы государственных внебюджетных фондов компенсируются за счет трансфертов
из федерального бюджета.
Для получения более подробной информации
целесообразно обратиться в Министерство здравоохранения и социального развития
Российской Федерации, являющееся федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, включая
уплату страховых взносов.
Также сообщаем, что
в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации для малого бизнеса, работающего в
производственной и социальной сфере, будет предусмотрен двухлетний период по
переходу к страховым принципам формирования системы обязательного социального
страхования с установлением более низкой ставки взносов на уровне 26%.
Указанная мера должна вступить в силу уже с 1 января 2011 г.
Кроме того, во исполнение поручения
Правительства Российской Федерации Минфин России совместно с Минэкономразвития
России провел анализ применения на территории Российской Федерации упрощенной
системы налогообложения и подготовил проект федерального закона,
предусматривающего совершенствование применения упрощенной системы
налогообложения на основе патента.
Минфином России разработан проект
федерального закона "О внесении изменений в статью 18 части первой и часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской
Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации".
Представленный законопроект предполагает
поэтапную систему отмены ЕНВД, вводит новую главу Налогового кодекса Российской
Федерации - "Патентная система", расширяет сферу применения патента
за счет включения новых видов предпринимательской деятельности, предоставляет
право органам местного самоуправления вводить на своей территории патентную
систему, одновременно устанавливается зачисление 90% собираемого налога в
доходы местных бюджетов.
В рамках работы над
указанным проектом Минэкономразвития России выступило с инициативой введения
патента для самозанятых (то есть не использующих при
осуществлении деятельности наемных работников), в соответствии с которым
предпринимателям необходимо будет уплачивать только фиксированную годовую
стоимость патента (двукратная стоимость страхового года, определяемая в
порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской
Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования"), существенного снижения требований к налоговой
и бухгалтерской отчетности в рамках патентной системы, отмены системы единого
налога на вмененный доход с 1 января 2014 г.
По вопросу проверок субъектов малого и
среднего предпринимательства.
Ключевым
документом, устраняющим избыточный государственный контроль за субъектами
малого и среднего предпринимательства, стал Федеральный закон N 294-ФЗ "О
защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", принятый
26 декабря 2008 г. Указанный Закон предусмотрел ряд новелл, направленных на
защиту от незаконных проверок малых и средних компаний.
Так, по Закону проведение внеплановых
проверок субъектов малого и среднего предпринимательства стало возможно только
по согласованию с органами прокуратуры Российской Федерации (с 9 мая 2010 г.
данная норма распространяется на проверки всех юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей). Ограничены сроки проведения проверок для всех органов
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в отношении
одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых
выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов
для микропредприятия в год.
Также сообщаем, что в 2010 г. реализована
важная норма, затрагивающая всех без исключения предпринимателей. В соответствии
с Федеральным законом от 27.07.2010 N 239-ФЗ "О внесении изменений в
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
инспектор, допустивший нарушение порядка проведения проверки, будет нести
ответственность в виде денежного штрафа, а результаты такой проверки могут быть
признаны недействительными. Кроме того, в случае если при проведении проверки
контролирующий орган обнаружит нарушения, не влекущие какого-либо ущерба или
угрозы причинения ущерба, а также если эти нарушения
будут допущены предприятием впервые, инспектор обязан будет применить такую
меру административного наказания, как предупреждение. Ранее большинство таких
проверок заканчивалось назначением крупных денежных штрафов даже по
незначительным нарушениям, что для субъектов малого и среднего
предпринимательства было крайне обременительным.
По вопросу ограничения роста тарифов на
коммунальные услуги.
В настоящее время поставка электрической
энергии потребителям (кроме населения) осуществляется частично по регулируемым
тарифам, частично - по свободным ценам в связи с их либерализацией. Процесс
либерализации тарифов на электрическую энергию определен действующим
законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от
26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Ответственным за реформу
электроэнергетики России является Министерство энергетики Российской Федерации.
В условиях рыночной экономики государство
не может объявить запрет на повышение тарифов жилищно-коммунального комплекса,
так как любое необоснованное ограничение цен, тарифов естественных монополий
ведет к нарушению нормальной хозяйственной деятельности организации.
Сдерживание или замораживание тарифов на товары и услуги организаций
коммунального комплекса не является эффективной мерой, поскольку в будущем
отмена данного запрета приводит к более высокому росту тарифов на товары и
услуги для данной организации и, соответственно, росту тарифов для населения.
Основными факторами роста цен и тарифов
на электроэнергию в 2010 - 2012 гг. являются рост затрат на топливо и
либерализация рынка электрической энергии.
Прирост регулируемых тарифов на
электроэнергию на 2010 г. определен в размере 8%, в том числе в среднем 10% для
населения и 7,6% для прочих потребителей. Более высокие темпы роста тарифов для
населения вызваны необходимостью сокращения перекрестного субсидирования между
промышленными потребителями и населением.
Заместитель директора
Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Н.И.ЛАРИОНОВА
10.12.2010