Вопрос: Об
отсутствии в действующем законодательстве положений, регламентирующих
возможность заключения договоров аренды недвижимого государственного или
муниципального имущества с единственным участником торгов.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 декабря 2010 г. N Д22-1862
В Минэкономразвития
России рассмотрено обращение Росимущества о
разъяснении норм Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите
конкуренции" (далее - Закон о конкуренции) в части возможности заключения
договоров аренды недвижимого государственного или муниципального имущества с
единственным участником торгов в связи с вступлением в силу Правил проведения
конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров
безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или)
пользования в отношении государственного или муниципального имущества,
утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 (далее - Правила проведения
торгов). По результатам рассмотрения сообщаем следующее.
Статьей 17.1 Закона о конкуренции
установлено требование о заключении договоров,
предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении
государственного или муниципального имущества, только по результатам проведения
конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Согласно п. п. 74 и 135 Правил проведения
торгов принятие решения о допуске к участию в конкурсе (аукционе) и признании
участником конкурса (аукциона) только одного заявителя является основанием для
признания конкурса (аукциона) несостоявшимся. В случае признания торгов несостоявшимися п. п. 101 и 151 Правил проведения торгов
предусмотрена возможность проведения новых торгов.
Возможность заключения договора в
отношении государственного или муниципального имущества с единственным
участником конкурса (аукциона) Правилами проведения торгов никак не
регламентирована. При этом полагаем, что заключение договора, предусматривающего
переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или
муниципального имущества, с единственным участником торгов не препятствует
обеспечению открытости процедур и равенства прав всех
заинтересованных лиц при приобретении прав в отношении государственного или
муниципального имущества.
Федеральным законом от 21.12.2001 N
178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(далее - Закон о приватизации) возможность заключения договора продажи
государственного или муниципального имущества при проведении
аукциона с единственным участником также не регламентирована. Вместе с
тем согласно имеющимся судебным решениям (Постановление Федерального
арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.05.2010 N Ф03-2860/2010 по делу
N А51-19546/2009) заключение договора с единственным участником несостоявшегося
аукциона хотя и не предусмотрено Законом о приватизации, но и не противоречит
ему.
Одновременно обращаем внимание на то, что
Минэкономразвития России не уполномочено давать разъяснения антимонопольного
законодательства, в том числе Закона о конкуренции и Правил проведения торгов.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 23 Закона о конкуренции разъяснения по вопросам
применения антимонопольного законодательства дает Федеральная антимонопольная
служба.
Также отмечаем, что в настоящее время на
официальном сайте ФАС России в сети Интернет отсутствуют разъяснения,
касающиеся заключения договоров в отношении государственного или муниципального
имущества, в том числе в части заключения указанных договоров с единственным
участником торгов.
Директор
Департамента развития конкуренции
А.А.ПИРОЖЕНКО
14.12.2010