Вопрос: Об учете критерия
"квалификация" участника торгов при размещении государственных и
муниципальных заказов, а также о недопустимости установления препятствий для
участия в торгах на основании указанного критерия.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 октября 2008 г. N Д05-4414
Департамент государственного
регулирования в экономике рассмотрел обращение о разъяснении вопросов,
связанных с применением Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О
размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), и сообщает свое
мнение.
В соответствии со ст. 11 Закона
установлены обязательные требования ко всем участникам размещения заказа при
проведении торгов, перечень которых является исчерпывающим, и согласно ч. 4
данной статьи Закона заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать
иные требования к участникам размещения заказа.
Согласно п. 2.1 ч.
2 ст. 22 Закона не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе
и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ,
услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам)
товара) требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к
квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника
размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у
участника размещения заказа производственных мощностей, технологического
оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для
производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения
работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если
возможность установления таких требований к участнику размещения заказа
предусмотрена данным Законом.
Таким образом, включение заказчиком в
конкурсную документацию таких требований к участнику размещения заказа по
выполнению работ, оказанию услуг, как наличие опыта по выполнению работ,
оказанию услуг, которые являются предметом конкурса, репутации,
производственных мощностей и т.д., будет являться нарушением Закона.
Согласно ст. 28 Закона конкурсная
комиссия в целях выявления лучших условий исполнения государственного или
муниципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые
установлены конкурсной документацией, осуществляет оценку и сопоставление
заявок на участие в конкурсе.
Одним из критериев оценки заявок на
участие в конкурсе на выполнение работ, оказание услуг (помимо цены) является
качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса. Данный критерий может быть применен заказчиком как совместный
критерий (т.е. "качество и квалификация"), а также раздельно:
критерий "качество" либо критерий "квалификация" (или
"качество", или "квалификация").
При оценке заявок на участие в конкурсе
на выполнение работ, оказание услуг критерий "квалификация" может
применяться ко всем видам работ и услуг.
Значимость критерия
"качество работ, услуг и (или) квалификация" определена ч. 6 ст. 28
Закона и при проведении конкурса на выполнение работ, оказание услуг не может
составлять более 20% (т.е. любых работ, услуг, кроме перечисленных далее), а в
случае проведения конкурса на выполнение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских или технологических работ, на выполнение
аварийно-спасательных работ, реставрации объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных
коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов
Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов,
входящих в состав библиотечных фондов, на оказание медицинских услуг, услуг по
обслуживанию официального сайта и обеспечению функционирования такого сайта,
услуг специализированной организации для осуществления функций по размещению
заказа - 45%.
Таким образом, при размещении заказа на
выполнение работ, оказании услуг заказчик может производить оценку заявки по
критерию "квалификация" по таким показателям, как опыт участника
конкурса по выполнению работ, оказанию услуг, которые являются предметом
конкурса, опыт персонала, репутация и т.п.
Учитывая изложенное, требование к
квалификации участника конкурса не может быть предметом допуска к участию в
торгах, однако квалификация участника может оцениваться заказчиком при
выставлении баллов.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
А.Т.КАТАМАДЗЕ
15.10.2008