Вопрос: О принятии
решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельных
участков; об информационном взаимодействии при ведении государственного
кадастра объектов недвижимости; о полномочиях наследников на проведение
кадастровых работ и государственного кадастрового учета в отношении земельных
участков.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 декабря 2010 г. N Д23-5373
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России в пределах своей компетенции рассмотрел обращение по
вопросам, возникающим в связи с осуществлением государственного кадастрового
учета земельных участков, и сообщает.
В соответствии с Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437,
Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению
законодательства Российской Федерации и практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным по
затронутым в обращении вопросам отметить следующее.
1. По вопросу принятия решения об отказе
в осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков
Согласно п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального
закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре
недвижимости" (далее - Закон о кадастре) орган кадастрового учета
принимает решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета
в случае, если в результате государственного кадастрового учета площадь
земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с
Законом о кадастре требований, будет больше площади, сведения о которой
относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре
недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного
участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель
соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если
такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади,
сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в
государственном кадастре недвижимости.
Наряду с этим исходя из п. 2 ч. 3 ст. 27
Закона о кадастре орган кадастрового учета также принимает решение об отказе в
постановке на государственный кадастровый учет земельного участка также в случае,
если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в
результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный
земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с
земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или
максимальным) размерам земельных участков.
Вместе с тем ч. 1 ст. 22 Закона о
кадастре определен состав документов, необходимых для осуществления
государственного кадастрового учета объекта недвижимости, которые представляются
в орган кадастрового учета вместе с заявлением о государственном кадастровом
учете объекта недвижимости.
В связи с этим сообщаем, что согласно
положениям п. 2 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре при постановке на государственный
кадастровый учет земельного участка, государственном кадастровом учете части
земельного участка или государственном кадастровом учете в связи с изменением
уникальных характеристик земельного участка в орган кадастрового учета вместе с
заявлением представляется межевой план.
При этом необходимо отметить, что в
соответствии с п. п. 23 и 27 Требований к подготовке межевого плана,
утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, в случае
если образование земельного участка осуществлялось с использованием утвержденных
в установленном порядке проектов границ земельных участков, проектов
организаций и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных
некоммерческих объединений граждан, то указанный документ включается в состав
приложения к межевому плану.
В связи с этим дополнительно сообщаем,
что по сведениям, предоставленным Федеральной службой государственной
регистрации, кадастра и картографии (Росреестром), Росреестром в федеральное
государственное учреждение направлено письмо о необходимости строгого
соблюдения требований ст. 27 Закона о кадастре при принятии органом
кадастрового учета решений об отказе в осуществлении государственного
кадастрового учета объектов недвижимости.
2. По вопросу информационного
взаимодействия при ведении государственного кадастра объектов недвижимости
Статьей 15 Закона о кадастре установлен
порядок информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра
объектов недвижимости.
На основании положений ч. 8 ст. 15 Закона
о кадастре орган государственной власти или орган местного самоуправления в
срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его
компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в адрес
объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения
объекта недвижимости; категорию земель, к которой отнесен земельный участок,
если объектом недвижимости является земельный участок; разрешенное
использование, если объектом недвижимости является земельный участок,
представляет в орган кадастрового учета копию такого решения. При этом
представление дополнительных документов, заявлений от заинтересованного лица
(заявителя) не требуется.
Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 15 Закона
о кадастре в срок не более чем три рабочих дня со дня государственной
регистрации права, ограничения (обременения) права на объект недвижимости орган
кадастрового учета вносит в государственный кадастр недвижимости сведения о
вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком
ведения государственного кадастра недвижимости, и сведения об ограничениях
(обременениях) вещных прав на объект недвижимости в объеме сведений,
определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости. Также
отмечаем, что представление дополнительных документов, заявлений от заинтересованного
лица (заявителя) не требуется.
3. По вопросу полномочий наследников на
проведение кадастровых работ и государственного кадастрового учета в отношении
земельных участков
Исходя из положений ч. 2, 3 ст. 20 Закона
о кадастре с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет
объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов
недвижимости или любые иные лица, с заявлениями о государственном кадастровом
учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких
объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные
лица.
В этом ключе отмечаем, что согласно п. 4
ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) принятое
наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства
независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента
государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда
такое право подлежит государственной регистрации.
Вместе с тем п. 1 ст. 17 Федерального
закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что одним из оснований
для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода,
ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним является
свидетельство о праве на наследство.
При этом следует отметить, что в
соответствии с ч. 1 ст. 35 Закона о кадастре кадастровые работы выполняются
кадастровыми инженерами на основании заключенного договора подряда на
выполнение кадастровых работ (далее - договор подряда). Отношения, возникающие
при заключении договора подряда, регулируются Кодексом. Исходя из положений ст.
ст. 758 - 762 Кодекса заключить договор подряда с кадастровым инженером вправе
любое лицо.
Врио заместителя директора
Департамента недвижимости
В.А.СПИРЕНКОВ
28.12.2010