Вопрос: О
проведении государственной кадастровой оценки земель; о возможности оспаривания
результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, а также об
установлении налоговой ставки по земельному налогу представительными органами
муниципальных образований.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 января 2011 г. N Д06-256
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу
установления кадастровой стоимости земельных участков и сообщает следующее.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития
России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию
Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего
законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение
по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для
правоприменителя.
Ввиду отсутствия в обращении уточняющей
информации (кадастрового номера), позволяющей точно идентифицировать
соответствующие земельные участки, предоставить разъяснения относительно
порядка определения кадастровой стоимости таких участков не представляется
возможным.
С учетом изложенного в случае
предоставления указанной информации будут направлены соответствующие
разъяснения.
Государственная кадастровая оценка земель
проводилась в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее -
Правила), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель
проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков и
основывается на классификации земель по целевому назначению и виду
функционального использования.
Дополнительно отмечаем, что в
соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об
оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность
оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов
кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения
кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или
комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости
путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основаниями для
подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность
сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой
стоимости, а также установление на дату, по состоянию на которую была
установлена кадастровая стоимость земельного участка, его рыночной стоимости.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса
Российской Федерации определено, что в случае определения рыночной стоимости
земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка
устанавливается равной его рыночной стоимости.
В настоящее время Минэкономразвития
России разработало проект типовых требований к порядку создания и работы
комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой
стоимости.
Дополнительно отмечаем, что в
соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О
внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в
Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) положения Федерального
закона N 167-ФЗ не применяются к государственной кадастровой оценке земель,
договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней
после дня его официального опубликования и работы по проведению которой не
завершились в указанный срок.
Таким образом, на текущий момент
результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, по мнению
Департамента, могут быть оспорены в суде, в том числе на основании отчетов об
определении их рыночной стоимости по состоянию на дату, на которую определена
кадастровая стоимость земельных участков.
В соответствии с п. 1 ст. 390 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по земельному
налогу (далее - налог) определяется как кадастровая стоимость земельного
участка.
Согласно ст. 387 Кодекса налог
устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных
органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать
в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных
органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих
муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные
органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах,
установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также
устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая
установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий
налогоплательщиков.
Таким образом, величина налоговой нагрузки
определяется налоговой ставкой, устанавливаемой органами муниципальных
образований.
Следует отметить, что в соответствии с п.
1 ст. 3 Кодекса при установлении налога учитывается также фактическая
способность налогоплательщика к уплате налога.
С учетом изложенного в целях снижения
налоговой ставки представляется целесообразным обращаться в представительные
органы муниципальных образований.
Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
18.01.2011