Вопрос: Об
отсутствии полномочий у Минэкономразвития России по разъяснению правомерности
(неправомерности) действий должностных лиц органов местного самоуправления и
органов государственной власти субъектов Российской Федерации; о переводе
жилого помещения в многоквартирном доме в нежилое помещение.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 января 2011 г. N Д23-144
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о переводе жилого
помещения в нежилое помещение, а также по вопросу о разъяснении правомерности
(неправомерности) действий главы управы в части требования исполнения п. 2.3.7
Регламента подготовки и выдачи Государственной жилищной инспекцией города
Москвы в режиме "одного окна" решения о согласовании переустройства и
(или) перепланировки помещений, связанных с передачей в пользование части
общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением
Правительства Москвы от 22.06.2010 N 502-ПП, и его отказе согласовать ситуационный
план (переустройство жилого помещения (квартиры), находящегося на первом этаже
жилого дома) и в пределах своей компетенции сообщает.
Разъяснение правомерности
(неправомерности) действий должностных лиц органов местного самоуправления и
органов государственной власти субъектов Российской Федерации не относится к
компетенции Минэкономразвития России в соответствии с Положением о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437.
По вопросу о переводе жилого помещения в
многоквартирном доме в нежилое помещение считаем возможным сообщить следующее.
Порядок перевода жилого помещения в
нежилое установлен гл. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -
Жилищный кодекс), обладающего более высокой юридической силой по отношению к
нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, в том числе при
регулировании вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и
ее субъектов.
В соответствии с Жилищным кодексом
полномочия по определению условий и порядка перевода жилых помещений в нежилые
помещения за органами государственной власти субъекта Российской Федерации в
области жилищных отношений и органами местного самоуправления в области
жилищных отношений не закреплены. Согласно ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса органы
местного самоуправления в области жилищных отношений вправе принимать в
установленном порядке решения о переводе жилых помещений в нежилые помещения.
При этом правом по определению перечня документов, необходимых для перевода
жилого помещения в нежилое помещение, органы местного самоуправления не
наделены.
Данный перечень документов, необходимых
для представления в орган, осуществляющий перевод помещений, в целях перевода
жилого помещения в нежилое помещение, установлен ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса.
К таким документам относятся:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на
переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном
порядке копии);
3) план переводимого помещения с его
техническим описанием (в случае если переводимое помещение является жилым,
технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором
находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в
установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого
помещения (в случае если переустройство и (или) перепланировка требуются для
обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого
помещения).
Частью 3 ст. 23 Жилищного кодекса
установлен запрет на требование органами, осуществляющими перевод помещений,
других документов, кроме установленных ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса.
Частью 1 ст. 24 Жилищного кодекса
установлены случаи отказов органов местного самоуправления в переводе жилого
помещения в нежилое помещение:
1) непредставление определенных ч. 2 ст.
23 Жилищного кодекса документов;
2) представление документов в
ненадлежащий орган;
3) несоблюдение предусмотренных ст. 22
Жилищного кодекса условий перевода помещения;
4) несоответствие проекта переустройства
и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
В числе перечисленных случаев отказов в
переводе жилых помещений в нежилые помещения отсутствует требование органов
местного самоуправления о представлении иных документов, необходимых для
перевода жилого помещения в нежилое помещение, кроме установленных ч. 2 ст. 23
Жилищного кодекса.
При этом вышеуказанной статьей не
установлено, что непредставление документов помимо тех, которые указаны в ч. 2
ст. 23 Жилищного кодекса, может служить причиной отказа в принятии решения о
переводе жилого помещения в нежилое помещение.
Согласно ч. 3 ст. 24 Жилищного кодекса
решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не
позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть
обжаловано заявителем в судебном порядке.
Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 40
Жилищного кодекса, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка
помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в
многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или)
перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников
помещений в многоквартирном доме.
Дополнительно информируем, что согласно
п. 1 Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 N
40, Минрегион России является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления жилищно-коммунального
хозяйства.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
20.01.2011