Вопрос: О
разъяснении определения "российский товар" при предоставлении
преференций российским производителям при размещении заказов на поставки
товаров для государственных и муниципальных нужд, в том числе фармацевтических
препаратов, а также о критериях, соответствие которым необходимо для признания
статуса российской медицинской продукции.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 января 2011 г. N 576-ЛА/Д22
Минэкономразвития России совместно с
Минпромторгом России рассмотрело обращение о разъяснении определения
"российский товар" при предоставлении преференций российским
производителям при размещении заказов на поставки товаров для государственных и
муниципальных нужд и сообщает.
Размещение заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд
осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ
"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
При этом участником размещения заказов
может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы,
формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое
физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
В то же время в ходе реализации
антикризисной программы в целях защиты отечественных производителей в рамках
законодательства Российской Федерации о размещении заказов принят ряд мер, что
является общепринятым в мировой практике. В частности, подписан Приказ
Минэкономразвития России от 05.12.2008 N 427 "Об условиях допуска товаров,
происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на
поставки товаров для государственных или муниципальных нужд" (Приказ N 427),
который установил порядок предоставления преференций при размещении заказов на
поставки товаров для государственных или муниципальных нужд путем проведения
конкурса или аукциона участникам размещения заказа, заявки которых содержат
предложения о поставке товаров российского происхождения, в отношении цены
контракта в размере 15 процентов.
В данный перечень включена позиция
"Продукция органического и неорганического синтеза" (код 2400000 по
Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и
услуг ОК 004-93 (ОКДП)), содержащая позицию "Фармацевтические препараты,
медицинские химические вещества и лекарственные растительные продукты"
(код 2423000).
Таким образом, в законодательстве
Российской Федерации о размещении заказов предусмотрено предоставление
преференций участникам размещения заказа, заявки которых содержат предложения о
поставке фармацевтических препаратов российского происхождения.
Определение "товар российского
происхождения" в законодательстве Российской Федерации отсутствует, в
связи с чем при применении п. 6 Приказа N 427 заказчикам рекомендуется
руководствоваться следующим.
Страна происхождения товара
подтверждается при исполнении государственного или муниципального контракта
путем декларирования поставщиком, с которым заключен государственный или
муниципальный контракт, например, в акте сдачи-приемки товара.
Также в целях подтверждения страны
происхождения товара поставщик обязан представить иные документы,
подтверждающие, что товар произведен на территории Российской Федерации, если
наличие такого документа предусмотрено законодательством Российской Федерации,
и такие документы в соответствии с законодательством Российской Федерации
передаются вместе с товаром.
Товар считается произведенным на
территории Российской Федерации, если в декларации или документе,
подтверждающем страну происхождения товара, указано, что производство товара
полностью или частично осуществлено на территории Российской Федерации.
Указание в декларации или документе,
подтверждающем страну происхождения товара, о том, что, например, в той или
иной стране осуществлялись сортировка, переупаковка, контроль качества товара,
не является определяющим при определении страны происхождения товара.
Соответствующие разъяснения по отдельным
вопросам, связанным с применением Приказа N 427, в том числе по вопросу
определения страны происхождения товара, размещены в открытом доступе в сети
Интернет на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о
размещении заказов для федеральных государственных нужд (www.zakupki.gov.ru) в
разделе "Законодательство о размещении заказа" (совместное Письмо
Минэкономразвития России и ФАС России от 05.05.2009 N N 6989-АП/Д05, АЦ/13195).
Следует отметить, что Приказ N 427 носил
временный характер и утратил силу 31 декабря 2010 г. Вместе с тем в настоящее
время в Минэкономразвития России утвержден новый Приказ от 14.01.2011 N 8
"Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для
целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков",
предусматривающий предоставление преференций участникам размещения заказа,
заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского
происхождения, в том числе фармацевтических препаратов российского
происхождения.
В отношении критериев статуса "российский
товар" для медицинской продукции, производимой с использованием
компонентов иностранного происхождения, Минпромторгом России предложено
использовать следующий подход.
Медицинская продукция (лекарственные
средства, медицинская техника и изделия медицинского назначения),
зарегистрированная на территории Российской Федерации в установленном порядке,
произведенная на территории Российской Федерации лицензированным российским
юридическим лицом с использованием компонентов иностранного происхождения, обладает
статусом российской медицинской продукции при условии, если она соответствует
одному из следующих критериев.
1. Наличие у производителя права на
результат интеллектуальной деятельности на конечный продукт и (или) на
технологию его производства на территории Российской Федерации, подтвержденный
патентом. Данный критерий предусматривает локализацию компетенций, а не
локализацию производства, что позволит интегрировать российскую медицинскую
промышленность в мировую индустрию.
2. Использование в производстве
технологически значимых компонентов, произведенных на территории Российской
Федерации, из перечня, утвержденного Правительством Российской Федерации, или в
порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Технологически
значимые компоненты - это компоненты, производство которых критически важно для
развития медицинской и фармацевтической промышленности и открывает доступ к
технологии производства высокотехнологичного оборудования и лекарственных
средств, без локализации производства которых на территории Российской
Федерации невозможно достижение показателей, заложенных в прогнозных планах
развития медицинской и фармацевтической промышленности, отражающих приоритеты
развития национальной системы здравоохранения.
3. Производство продукции связано с
компенсационной передачей технологических решений из перечня и в порядке,
утверждаемом Правительством Российской Федерации, или в порядке, определенном
Правительством Российской Федерации. Критерий предусматривает передачу
российскому юридическому лицу технологий из перечня, утверждаемого
Правительством Российской Федерации, или в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации.
4. Производство лекарственного средства с
осуществлением стадий технологического процесса: производство субстанций и
(или) лекарственной формы. Не признаются российской медицинской продукцией
лекарственные средства, в отношении которых на территории Российской Федерации
произведены только первичная и (или) вторичная упаковка и (или) маркировка.
Введение данного критерия будет
стимулировать российские предприятия к получению и освоению современных
технологий производства, а иностранные компании - к локализации производства
лекарственных средств полного цикла.
Данный критерий соответствует критерию
достаточной обработки/переработки при определении страны происхождения товара,
который может выражаться в том числе изменением товарной позиции по ТН ВЭД на
уровне хотя бы одного из первых 4 знаков, произошедшим в результате
обработки/переработки.
В настоящее время ведется работа по
реализации указанных предложений.
Заместитель министра
А.Е.ЛИХАЧЕВ
20.01.2011