Вопрос: О
необходимости заключения договоров передачи прав владения и (или) пользования в
отношении государственного и муниципального имущества, в том числе договоров
аренды, путем проведения конкурсов или аукционов в порядке, установленном
Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 января 2011 г. N Д05-171
Департамент развития малого и среднего
предпринимательства совместно с Правовым департаментом Минэкономразвития России
рассмотрел обращение и сообщает.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 (далее - Положение),
Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Полномочиями по официальному разъяснению и толкованию положений действующего
законодательства Минэкономразвития России не наделено.
Вместе с тем по поставленным в обращении
вопросам полагаем возможным отметить следующее.
В соответствии с положениями ст. 17.1
Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
(далее - Закон N 135-ФЗ) заключение договоров передачи прав владения и (или)
пользования в отношении государственного и муниципального имущества, в том
числе договоров аренды, может быть осуществлено только по результатам
проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.
Норма ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ направлена
на обеспечение равного (конкурентного) доступа к указанному имуществу всем
заинтересованным лицам. Конкурсные процедуры в данном случае необходимы для
устранения преференций со стороны органов государственной власти и органов
местного самоуправления отдельным участникам.
Порядок проведения конкурсов или
аукционов на право заключения договоров, указанных в ч. 1 и 3 ст. 17.1 Закона N
135-ФЗ, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных
договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса,
устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67
"О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения
договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров
доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход
прав владения и (или) пользования в отношении государственного или
муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого
заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в
форме конкурса" утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на
право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования,
договоров доверительного управления имуществом, иных договоров,
предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении
государственного или муниципального имущества.
Нарушение установленного порядка, в
соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, делает
заключенный договор ничтожной сделкой как не соответствующий закону или иному
правовому акту.
Статья 17.1 Закона N 135-ФЗ не ввела
новый порядок передачи прав на государственное или муниципальное имущество, а
лишь урегулировала особенности данной процедуры.
В соответствии со ст. 1 Федерального
закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"
надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов и
соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами,
государственными комитетами, службами и иными федеральными органами
исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного
управления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и
руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за
соответствием законам издаваемых ими правовых актов осуществляет прокуратура
Российской Федерации.
В дополнение к изложенному сообщаем, что
в соответствии с Положением Минэкономразвития России не наделено полномочиями
осуществлять контроль за деятельностью органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также по пересмотру
судебных решений.
Согласно Федеральному закону от
24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации" порядок и условия предоставления в аренду (в том
числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся
социально значимыми видами деятельности) государственного и муниципального
имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами
Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации, муниципальными правовыми актами.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 11
Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения
обращений граждан Российской Федерации" обращение, в котором обжалуется
судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с
разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
В соответствии со ст. 337 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации не вступившие в законную силу
решения суда первой инстанции могут быть обжалованы в кассационном порядке.
Кассационные жалоба, представление подаются через суд, принявший решение.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в течение десяти дней со
дня принятия решения судом в окончательной форме.
Директор
Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Н.И.ЛАРИОНОВА
21.01.2011