Вопрос: О
применении отдельных норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 января 2011 г. N Д05-178
Департамент развития малого и среднего
предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел письма по вопросу
применения отдельных норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О
защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее -
Закон N 294-ФЗ) и сообщает.
Порядок организации проверки и порядок
оформления ее результатов установлены ст. ст. 14 и 16 Закона N 294-ФЗ
независимо от видов и форм проверок (плановая, внеплановая, выездная,
документарная).
Так, согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ
проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя,
заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа
муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа утверждена
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от
30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О
защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которая, в
свою очередь, предусматривает указание как на вид проверки (плановая,
внеплановая), так и на ее форму (документарная, выездная).
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона N
294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного
контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку,
составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Таким образом, каждая из представленных в
Законе N 294-ФЗ форм проверок (документарная, выездная) должна проводиться и
оформляться в установленном порядке начиная с подготовки распоряжения или
приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля
(надзора), органа муниципального контроля и заканчивая составлением акта
проверки, при этом следует иметь в виду, что согласно ст. 13 Закона N 294-ФЗ
срок проведения каждой из проверок (документарной, выездной) не может превышать
двадцать рабочих дней, за исключением случаев, установленных данной статьей.
Что касается применения ч. 2 и 8 ст. 9
Закона N 294-ФЗ, то считаем, что они корреспондируют между собой без каких-либо
противоречий.
Так, если ч. 2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ
установлена периодичность проведения плановых проверок (не чаще чем один раз в
три года), то предметом регулирования ч. 8 указанной статьи являются основания
для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок,
а именно истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации
юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней
плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим
лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в
соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской
Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти
уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской
деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих
представления указанного уведомления.
На основании вышеизложенного и учитывая
тот факт, что ч. 8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ носит императивный характер, полагаем,
что для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых
проверок необходимо наступление одного из видов оснований, установленных данной
частью статьи, перечень которых является исчерпывающим, за исключением случаев,
прямо предусмотренных требованиями Закона N 294-ФЗ.
В соответствии с Положением о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 (далее - Положение),
Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое
регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Вместе с тем
согласно Положению Минэкономразвития России не является органом, уполномоченным
осуществлять официальное толкование нормативных правовых актов.
В связи с этим вышеизложенные разъяснения
не являются обязательными для исполнения, а носят рекомендательный характер.
Врио заместителя директора
Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Е.В.КОВТУН
21.01.2011