Вопрос: О
переходных положениях компенсирующего характера, предусмотренных нормами
Федеральных законов от 24.07.2009 N 212-ФЗ и от 24.07.2009 N 213-ФЗ для
плательщиков страховых взносов, а также об установлении пониженных тарифов
страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ для организаций и
индивидуальных предпринимателей, работающих в производственной и социальной
сфере и применяющих УСН.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 января 2011 г. N Д05-181
Департамент развития малого и среднего
предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение и сообщает.
В соответствии со ст. 5 Федерального
закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды
обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ)
плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии
с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального
страхования, к которым относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные
вознаграждения физическим лицам:
а) организации;
б) индивидуальные предприниматели;
в) физические лица, не признаваемые
индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели,
адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики
страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим
лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального
страхования не предусмотрено иное.
Отмена с 1 января 2010 г. единого
социального налога и введение страховых взносов в государственные внебюджетные
фонды ознаменовали переход от налогового к страховому принципу формирования
доходов пенсионной системы и системы социального и медицинского страхования.
За счет бюджетов Пенсионного фонда
Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и
фондов обязательного медицинского страхования, основным источником формирования
которых являются доходы от сбора страховых взносов в указанные государственные
внебюджетные фонды, осуществляется финансирование выплат пенсий, пособий и
медицинской помощи.
В соответствии с Законом N 212-ФЗ и
Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими
силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов)
Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых
взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и
территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предусматривается
переход к страховым принципам формирования системы обязательного социального
страхования, в том числе установление единого для всех страхователей
(работодателей) тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
в размере 26% от выплат работникам при увеличении совокупного тарифа взносов на
все виды обязательного социального страхования до 34%. Одновременно с этим
устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам,
обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных
внебюджетных фондов.
В связи с повышением нагрузки на
плательщиков страховых взносов указанными Федеральными законами предусмотрен
ряд переходных положений компенсирующего характера.
Прежде всего, до 1 января 2011 г. размер
тарифа страхового взноса не превышает действовавшую в 2009 г. ставку единого
социального налога, изменилась лишь база для начисления страховых взносов.
В соответствии со ст. 57 Закона N 212-ФЗ
в 2010 г. для плательщиков страховых взносов установлен тариф страховых взносов
в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 20%, а для некоторых
плательщиков страховых взносов в 2010 г. установлены пониженные тарифы
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В переходный период 2011 - 2014 гг. для
отдельных категорий налогоплательщиков (сельскохозяйственных
товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов, резидентов
технико-внедренческих зон и др.) предусмотрены пониженные тарифы страховых
взносов.
Также сохранены действующий в настоящее время
механизм учета страховых взносов в составе расходов и механизм вычета сумм
страховых взносов из сумм налогов, уплачиваемых по специальным налоговым
режимам.
Таким образом, субъекты малого и среднего
предпринимательства, осуществляющие соответствующие виды деятельности, смогут
воспользоваться предлагаемыми льготами.
При этом предусмотрено, что выпадающие
доходы государственных внебюджетных фондов компенсируются за счет трансфертов
из федерального бюджета.
Также сообщаем, что в соответствии с
Федеральным законом от 28.12.2010 N 432-ФЗ "О внесении изменений в статью
58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в течение 2011
- 2012 гг. для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в
производственной и социальной сфере и применяющих упрощенную систему
налогообложения, применяются ставки страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды на уровне 26%. Указанная экономическая деятельность
классифицируется в соответствии с Общероссийским классификатором видов
экономической деятельности.
Соответствующий вид экономической
деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии,
что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному
виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов
определяется в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Подтверждение основного вида экономической
деятельности организации или индивидуального предпринимателя осуществляется в
порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Настоящий Федеральный закон вступил в
силу с 1 января 2011 г.
Для получения более подробной информации
целесообразно обратиться в Министерство здравоохранения и социального развития
Российской Федерации, являющееся федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, включая
уплату страховых взносов.
Директор Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Н.И.ЛАРИОНОВА
21.01.2011