Вопрос: Об
основаниях для приостановления и отказа в осуществлении государственного
кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также об
осуществлении государственного земельного контроля.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 января 2011 г. N Д23-174
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел запрос по вопросам, касающимся уточнения
границ земельных участков, и сообщает.
В соответствии с ч. 9 ст. 38 Федерального
закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре
недвижимости" (далее - Закон о кадастре) при уточнении границ земельного
участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в
документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого
документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение
границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные
документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы,
существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с
использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения,
позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Вместе с тем ст. ст. 26 и 27 Закона о
кадастре установлены основания для принятия решений о приостановлении и отказе
в осуществлении государственного кадастрового учета, в том числе
государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного
участка.
Согласно п. 31 Порядка ведения
государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом
Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, орган кадастрового учета проверяет
представленные сведения о земельных участках и содержащие их документы на
предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастре оснований для
приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
В частности, в соответствии с п. 1 ч. 5
ст. 27 Закона о кадастре при государственном кадастровом учете в связи с
уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение
об отказе в осуществлении данного кадастрового учета, в том числе в случае,
если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка,
определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре
требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого
земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на
величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный
в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего
целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не
установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой
относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре
недвижимости.
Также следует отметить, что согласно п. 1
Положения о государственном земельном контроле, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 (далее - Положение),
обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также
гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования
земель является задачей государственного земельного контроля.
В соответствии с п. 1 Положения о
Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N
457, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
проведению государственного земельного контроля, является Федеральная служба
государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр).
При этом п. 3 Положения установлено, что
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (в настоящее время -
Росреестр) и его территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:
а) выполнения требований земельного
законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков,
самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без
оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а
также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;
б) порядка переуступки права пользования
землей;
в) выполнения требований земельного
законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении
обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по
целевому назначению;
г) выполнения требований о наличии и
сохранности межевых знаков границ земельных участков;
д) порядка предоставления сведений о
состоянии земель;
е) исполнения предписаний по вопросам
соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области
земельных отношений;
ж) выполнения иных требований земельного
законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах
установленной сферы деятельности.
В соответствии с п. 28 Административного
регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости
государственной функции по государственному земельному контролю, утвержденного
Приказом Минюста России от 27.12.2007 N 254, при осуществлении государственного
земельного контроля используются сведения государственного земельного кадастра,
государственного кадастра недвижимости, государственного мониторинга земель,
производственного земельного контроля, государственного фонда данных, полученных
в результате землеустройства, иные сведения, проводятся обмеры земельных
участков, фотосъемка, иные действия, предусмотренные законодательством
Российской Федерации.
Необходимо отметить, что согласно п. 12
Положения государственный земельный контроль осуществляется в форме проверок,
проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в порядке, установленном
специально уполномоченными органами, а также внеплановых проверок с соблюдением
прав и законных интересов организаций и граждан.
При этом внеплановые проверки проводятся:
для проверки исполнения предписаний об
устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства;
в случае получения от органов
государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан
документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков
нарушений земельного законодательства.
Мероприятия по государственному
земельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона
от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля".
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
21.01.2011