Вопрос: О
признании действительными документов, выданных в период земельной реформы; о
фактах признания земельных долей невостребованными; о расчете кадастровой
стоимости вновь образованных участков в составе земель сельскохозяйственного
назначения; об определении размера земельного участка, выделяемого в счет
земельной доли; о нецелесообразности вопроса об отражении показателя
баллогектаров рядом с площадью всего земельного участка; об отсутствии
полномочий у Минэкономразвития России оценивать решения суда.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 января 2011 г. N Д23-206
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу
об игнорировании отдельных положений Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон
об обороте) и сообщает следующее.
В соответствии с п. 9 Указа Президента
Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры
федеральных органов исполнительной власти" и Положением о Министерстве
сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 450, Министерство сельского
хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в
части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному
мониторингу таких земель.
На вопросы, затронутые в обращении,
сообщаем следующее.
1. Действовавшие в период земельной
реформы указы, постановления и иные нормативные документы имели юридическую
силу, однако в настоящее время признаны утратившими силу.
Вместе с тем все документы, выданные
ранее и соответствовавшие действительному в то время законодательству, являются
действительными.
2. В соответствии с Федеральным законом
от 29.12.2010 N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель
сельскохозяйственного назначения" невостребованной земельной долей может
быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину,
который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным
образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на
которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N
122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями (п. 6
ст. 1 Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования
оборота земель сельскохозяйственного назначения").
Невостребованной земельной долей может
быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не
содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от
21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о
приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник
которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или
никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены
от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все
наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что
отказывается в пользу другого наследника.
3. Расчет кадастровой стоимости вновь
образованных земельных участков в составе земель сельскохозяйственного
назначения осуществляется в соответствии с п. 2.1.1 Методических указаний по
определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и
существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида
разрешенного использования или уточнения площади земельного участка,
утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 (далее -
Методические указания).
Таким образом, внесение изменений в
Методические указания в части нераспространения их на земельные участки,
выделяемые в счет земельных долей в соответствии со ст. 13 Закона об обороте,
по мнению Департамента, является нецелесообразным, так как определение
кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков будет
осуществляться с учетом их индивидуальных характеристик.
Кроме того, в соответствии со ст. 78
Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем
прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов
местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть
обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
4. Необходимо отметить, что Федеральным
законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота
земель сельскохозяйственного назначения" внесены изменения в ст. 13 Закона
об обороте. В соответствии с новой редакцией указанной статьи размер земельного
участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на
основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную
долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли
или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади,
указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные
доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли
или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и
свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого
он образуется.
5. Вопрос об отражении в Свидетельстве о
государственной регистрации права показателя баллогектаров рядом с площадью
всего земельного участка считаем нецелесообразным, так как состояние и свойства
почвы учитываются при формировании земельного участка, выделяемого в счет
земельной доли.
6. В соответствии со ст. 10 Конституции
Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации
осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и
судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти
самостоятельны.
В соответствии с Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437,
Министерство не наделено полномочиями по оценке судебных решений.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
24.01.2011