Вопрос: О
недействительности сделки по обмену земельного участка, находящегося в
государственной или муниципальной собственности, на земельный участок,
находящийся в собственности физического или юридического лица.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 февраля 2011 г. N Д23-346
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу обмена земельного
участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на
земельный участок, находящийся в собственности физического или юридического
лица, и сообщает следующее.
Минэкономразвития России, в соответствии
с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N
437, не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства. В
связи с этим по сути поставленных в обращении вопросов Департамент недвижимости
Минэкономразвития России полагает возможным высказать свою точку зрения,
носящую строго информационный характер.
Положения Земельного кодекса Российской
Федерации (далее - Земельный кодекс) (ст. 37) позволяют заключать договоры мены
земельных участков аналогично договорам купли-продажи. Однако Земельный кодекс
не определяет круг субъектов, которые могут заключать подобного рода договоры.
В соответствии со ст. 567 Гражданского
кодекса Российской Федерации по договору мены каждая из сторон обязуется
передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. К
договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже (гл. 30), если
это не противоречит правилам гл. 31 Гражданского кодекса Российской Федерации и
существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который
она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в
обмен.
Таким образом, сделка по мене земельных
участков по своему правовому содержанию является аналогичной сделке по продаже
земельных участков.
Однако порядок заключения договора
купли-продажи устанавливается Земельным кодексом, то есть договор купли-продажи
земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, может быть заключен только по результатам торгов.
В рамках рассматриваемого обращения обмен
происходит между физическим или юридическим лицом и публичным образованием,
которое в рамках Земельного кодекса Российской Федерации рассматривается как
специальный субъект гражданско-правовых отношений по отчуждению земельных
участков, принадлежащих ему на праве собственности. В связи с этим Земельным
кодексом Российской Федерации для органов местного самоуправления установлены
специальные требования и условия предоставления земельных участков гражданам
путем их отчуждения в форме продажи.
Органы государственной власти и органы
местного самоуправления, являясь публично-правовыми образованиями, обладают
специальной правосубъектностью (ограниченной правоспособностью) и вправе
совершать только те действия, которые регламентированы законодательством.
Земельный кодекс Российской Федерации
содержит исчерпывающий перечень видов и правил отчуждения земельных участков,
находящихся в собственности муниципальных образований, и не содержит такого
способа распоряжения земельными участками, как совершение сделок по мене
земельных участков.
Таким образом, сделка по мене земельных
участков между публичным образованием и физическим или юридическим лицом, в
соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, будет
являться недействительной.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
01.02.2011