| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: О порядке заключения и государственной регистрации договоров аренды лесного участка, предметом которых является один и тот же лесной участок, предоставленный нескольким лицам для различных видов использования лесов.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 1 февраля 2011 г. N Д23-342

 

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу заключения и государственной регистрации договоров аренды лесного участка, предметом которых является один и тот же лесной участок, предоставленный нескольким лицам для различных видов использования лесов, и с учетом позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (далее - ВАС) в Постановлении Президиума ВАС от 27.07.2010 N 2111/10, сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению и толкованию законодательства, а также оценке выводов судебных органов.

Вместе с тем по поставленному в обращении вопросу полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии со ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК) по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 ЛК.

Исходя из положений ч. 2 ст. 25 ЛК леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных ч. 1 ст. 25 ЛК, если иное не установлено ЛК, другими федеральными законами.

При этом ЛК вопрос о возможности предоставления лесных участков разным лесопользователям для разных видов использования лесов не урегулирован.

Согласно ч. 3 ст. 71 ЛК к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК), если иное не установлено ЛК.

ГК возможность заключения договоров аренды, предметом которых является один и тот же объект недвижимости, разными лицами прямо не предусмотрена.

Между тем ст. 1 ГК установлено, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, ограничение по числу арендаторов в отношении одного лесного участка возникает в случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним лесным участком невозможно.

Кроме того, следует учитывать, что последующая передача арендодателем в аренду лесного участка затрагивает права и законные интересы арендатора по предшествующему договору аренды, ограничивая его право пользования лесным участком.

При этом по общему правилу, установленному п. 3 ст. 308 ГК, обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).

Помимо этого, исходя из положений ст. 209 ГК распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129 ГК), осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В связи с изложенным полагаем, что договор аренды лесного участка, в соответствии с которым возможно предоставление лесного участка для других целей другим арендаторам, должен содержать положения, предусматривающие право арендодателя на заключение договоров аренды лесного участка для других целей, а также обязанность арендодателя уведомить арендатора о заключении таких договоров в разумный срок.

При этом государственная регистрация указанных договоров аренды должна осуществляться в соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219.

 

Директор

Департамента недвижимости

А.И.ИВАКИН

01.02.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024