Вопрос: О порядке
реализации прав саморегулируемых организаций, закрепленных в ч. 3 ст. 6
Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых
организациях".
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 февраля 2011 г. N Д05-341
Департамент развития малого и среднего
предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение и сообщает.
Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ
"О саморегулируемых организациях" (далее - Закон о саморегулируемых
организациях) не установлено специального порядка реализации прав
саморегулируемых организаций, изложенных в ч. 3 ст. 6 Закона о саморегулируемых
организациях. Таким образом, реализация указанных прав, в том числе участие
саморегулируемой организации в обсуждении проектов федеральных законов и иных
нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных
правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по
вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направление в органы
государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о
результатах проводимых саморегулируемой организацией независимых экспертиз
проектов нормативных правовых актов, может осуществляться в установленном
законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии со ст. 2 Федерального
закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан
Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также
направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы,
органы местного самоуправления и должностным лицам, в том числе направлять рекомендации
по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления, развитию
общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер
деятельности государства и общества.
Дополнительно обращаем внимание на то,
что в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об
антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных
правовых актов" органы, организации, их должностные лица обязаны проводить
антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов
нормативных правовых актов) в порядке, установленном нормативными правовыми
актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных
государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике,
определенной Правительством Российской Федерации. Кроме того, антикоррупционная
экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов)
может проводиться институтами гражданского общества и гражданами за счет
собственных средств в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
Независимая антикоррупционная экспертиза
проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными
Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов
антикоррупционной экспертизы. В соответствии с п. 5 Правил проведения
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных
правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации
от 26.02.2010 N 96, разработчики проектов нормативных правовых актов в течение
рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на
согласование в государственные органы и организации, в соответствии с п. 57
Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 01.06.2004 N 260 (далее - Регламент
Правительства Российской Федерации), размещают эти проекты на своих официальных
сайтах в сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по
результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
Кроме того, в соответствии с п. 60(1)
Регламента Правительства Российской Федерации проекты актов, регулирующих
отношения в области организации и осуществления государственного контроля
(надзора), в области установления, применения и исполнения обязательных
требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая
изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации, в области оценки соответствия и в
области безопасности процессов производства, направляются на заключение об
оценке регулирующего воздействия в Министерство экономического развития
Российской Федерации. В указанном заключении дается оценка регулирующего
воздействия соответствующих решений с целью выявления положений, вводящих
избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов
предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также
положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов
предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы
Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 13 - 17 Положения
о порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия,
утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 31.08.2010 N 398, для целей
учета мнения субъектов предпринимательской и иной деятельности в рамках
подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия проводятся публичные
консультации с размещением на официальном сайте в сети Интернет уведомления о
проведении публичных консультаций, к которому прилагаются проект акта, в
отношении которого проводится углубленная оценка, пояснительная записка к нему,
а также перечень вопросов по проекту акта, обсуждаемых в ходе публичных
консультаций. Публичные консультации могут также проводиться посредством
обсуждения проекта акта с участием представителей субъектов предпринимательской
и иной деятельности, в том числе некоммерческих организаций, целью деятельности
которых являются защита и представление интересов субъектов предпринимательской
и иной деятельности, в постоянно действующих или специально создаваемых в этих
целях консультативных органах при Минэкономразвития России в соответствии с
положением об этих органах.
С учетом изложенного права
саморегулируемых организаций, установленные ч. 3 ст. 6 Закона о
саморегулируемых организациях, могут быть реализованы с учетом положений
действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего в том числе
вопросы рассмотрения обращений граждан, проведения антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов и их проектов, а также проведения оценки
регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов.
Директор
Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Н.И.ЛАРИОНОВА
08.02.2011