Вопрос: О
нераспространении требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ на
осуществление контроля за целевым использованием земель, лесов и водных
объектов, которые предоставлены в пользование на основании гражданско-правовых
договоров.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 февраля 2011 г. N Д05-347
Департамент развития малого и среднего
предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу
применения отдельных положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и сообщает.
Закон N 294-ФЗ регулирует отношения в
области организации и осуществления государственного контроля (надзора),
муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора),
муниципального контроля.
Охрана частной собственности, а также
содержание права собственности и оборотоспособность объектов гражданских прав
закреплены в Конституции Российской Федерации (ст. 35) и в Гражданском кодексе
Российской Федерации (ст. ст. 209, 129), в связи с чем не могут являться
предметом регулирования Закона N 294-ФЗ.
Одновременно сообщаем, что исчерпывающий
перечень оснований для проведения внеплановой проверки, в том числе в рамках
земельного контроля, приведен в ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ.
Вместе с тем следует отметить, что в
случае если контроль за целевым использованием земель, лесов и водных объектов
осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской
Федерации и объектом проверок органа государственного либо муниципального
контроля является исполнение лицом существенных условий договоров аренды
(лесов, земель, водных объектов), сторонами которых выступают
арендатор-природопользователь и арендодатель-собственник или другой владелец
природного ресурса, и иных видов договоров - концессии, долгосрочного,
краткосрочного, безвозмездного пользования, установления сервитутов, то на
данные правоотношения действие Закона N 294-ФЗ не распространяется, так как
основанием прекращения права природопользования являются юридические факты,
которые содержатся в земельном, водном, лесном и ином законодательстве
применительно к особенностям использования отдельных видов природных ресурсов
и, в свою очередь, закреплены в договоре.
При этом следует учитывать тот факт, что
при осуществлении вышеуказанного контроля, то есть контроля за исполнением
гражданско-правовых договоров, ответственность хозяйствующих субъектов (сторон
договора) также должна ограничиваться условиями договора, заключенного в рамках
гражданского законодательства, исключая меры административного воздействия,
вытекающие из властных полномочий контролирующего органа.
Так, к примеру, использование природного
объекта не по целевому назначению является одним из оснований принудительного
прекращения права пользования природными ресурсами и, соответственно,
основанием для расторжения договора аренды или иных видов договоров в
установленном законом порядке.
В случае если возникают отношения
власти-подчинения (публичные отношения) с применением мер административного
воздействия, вытекающих из властных полномочий контролирующего органа, которых
нет при исполнении гражданско-правовых договоров, то государственный контроль
(надзор) или муниципальный контроль должен осуществляться в полном соответствии
с требованиями Закона N 294-ФЗ.
В соответствии с Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 (далее -
Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и
нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах
деятельности. Вместе с тем согласно Положению Минэкономразвития России не
является органом, уполномоченным осуществлять официальное толкование
нормативных правовых актов.
В связи с этим вышеизложенные разъяснения
не являются обязательными для исполнения, а носят рекомендательный характер.
Директор
Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Н.И.ЛАРИОНОВА
09.02.2011