Вопрос: О
переходных положениях компенсирующего характера, предусмотренных нормами
Федеральных законов от 24.07.2009 N 212-ФЗ и от 24.07.2009 N 213-ФЗ для
плательщиков страховых взносов; об установлении пониженных тарифов страховых
взносов в государственные внебюджетные фонды РФ для организаций и
индивидуальных предпринимателей, работающих в производственной и социальной
сферах и применяющих УСН; о проекте федерального закона, устанавливающего
переходный период по уплате страховых взносов для некоммерческих организаций, а
также организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 февраля 2011 г. N Д05-527
Департамент развития малого и среднего
предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение и сообщает.
Отмена с 1 января 2010 г. единого
социального налога и введение страховых взносов в государственные внебюджетные
фонды ознаменовали переход от налогового к страховому принципу формирования
доходов пенсионной системы и системы социального и медицинского страхования.
За счет бюджетов Пенсионного фонда
Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и
фондов обязательного медицинского страхования, основным источником формирования
которых являются доходы от сбора страховых взносов в указанные государственные
внебюджетные фонды, осуществляется финансирование выплат пенсий, пособий и
медицинской помощи.
В соответствии с Федеральными законами от
24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и N 213-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании
утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных
актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О
страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования и территориальные фонды обязательного медицинского
страхования" предусматривается переход к страховым принципам формирования
системы обязательного социального страхования, в том числе установление единого
для всех страхователей (работодателей) тарифа страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование в размере 26% от выплат работникам при увеличении
совокупного тарифа взносов на все виды обязательного социального страхования до
34%. Одновременно с этим устанавливается определенный уровень страховых
гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых
взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В связи с повышением нагрузки на
плательщиков страховых взносов указанными Федеральными законами предусмотрен
ряд переходных положений компенсирующего характера.
В переходный период 2011 - 2014 гг. для
отдельных категорий налогоплательщиков (сельскохозяйственных
товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов, резидентов
технико-внедренческих зон и др.) предусмотрены пониженные тарифы страховых
взносов.
Также сохранены действующий в настоящее
время механизм учета страховых взносов в составе расходов и механизм вычета
сумм страховых взносов из сумм налогов, уплачиваемых по специальным налоговым
режимам.
Таким образом, субъекты малого и среднего
предпринимательства, осуществляющие соответствующие виды деятельности, смогут
воспользоваться предлагаемыми льготами.
При этом предусмотрено, что выпадающие
доходы государственных внебюджетных фондов компенсируются за счет трансфертов
из федерального бюджета.
Также сообщаем, что в соответствии с
Федеральным законом от 28.12.2010 N 432-ФЗ "О внесении изменений в статью
58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского
страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации" в течение 2011 - 2012 гг.
для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в
производственной и социальной сфере и применяющих упрощенную систему
налогообложения, применяются ставки страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды на уровне 26%. Указанная экономическая деятельность
классифицируется в соответствии с Общероссийским классификатором видов
экономической деятельности.
Соответствующий вид экономической
деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии,
что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному
виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов
определяется в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Подтверждение основного вида
экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя
осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Настоящий Федеральный закон вступил в
силу с 1 января 2011 г.
Кроме того, сообщаем, что по итогам
встречи руководителей объединений предпринимателей с Председателем
Правительства Российской Федерации В.В. Путиным, состоявшейся 24 декабря 2010
г., Минздравсоцразвития России совместно с Минэкономразвития России и Минфином
России поручено дополнительно рассмотреть вопрос о видах экономической
деятельности, на которые распространяются положения законодательства Российской
Федерации о страховых взносах на обязательное социальное страхование,
предусматривающие льготный период применения по пониженному тарифу.
Во исполнение поручения разработан проект
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О
страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования и территориальные фонды обязательного медицинского
страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - законопроект) с
целью поддержки и создания экономических стимулов, необходимых для деятельности
некоммерческих организаций, организаций и индивидуальных предпринимателей,
применяющих упрощенную систему налогообложения, и направленный на изменение
подходов к определению перечня видов экономической деятельности субъектов,
применяющих упрощенную систему налогообложения и имеющих право на применение
пониженной ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Законопроектом предполагается установить
совокупный тариф страховых взносов в размере 26% в пределах страхуемого
годового заработка для некоммерческих организаций, организаций и индивидуальных
предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения в 2011 и 2012
гг., и переход к общеустановленному тарифу 34% с 2013 г.
Отмечаем, что при установлении
переходного периода для некоммерческих организаций, а также организаций и
индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения,
в законопроекте указаны следующие виды экономической деятельности, на которые
не распространяется переходный период:
1) оптовая и розничная торговля, за
исключением розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами,
ортопедическими изделиями;
2) финансовая деятельность, за
исключением благотворительной деятельности благотворительных фондов и
деятельности по формированию и использованию целевого капитала некоммерческих
организаций;
3) операции с недвижимым имуществом;
4) деятельность гостиниц и ресторанов.
Данный подход позволит охватить весь круг
наиболее незащищенных и социально значимых субъектов малого предпринимательства
и некоммерческих организаций.
Для получения более подробной информации
целесообразно обратиться в Министерство здравоохранения и социального развития
Российской Федерации, являющееся федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, включая
уплату страховых взносов.
Также сообщаем, что в условиях рыночной
экономики государство не может объявить запрет на повышение тарифов
жилищно-коммунального комплекса, так как любое необоснованное ограничение цен,
тарифов естественных монополий ведет к нарушению нормальной хозяйственной
деятельности организации. Сдерживание или замораживание тарифов на товары и
услуги организаций коммунального комплекса не является эффективной мерой,
поскольку в будущем отмена данного запрета приводит к более высокому росту
тарифов на товары и услуги для данной организации и, соответственно, росту
тарифов для населения.
Основными факторами роста цен и тарифов
на электроэнергию в 2010 - 2012 гг. являются рост затрат на топливо и
либерализация рынка электрической энергии.
Дополнительную информацию о формах
поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства можно получить на
Федеральном портале поддержки малого и среднего предпринимательства по адресу
http://www.smb.gov.ru.
Директор Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Н.И.ЛАРИОНОВА
24.02.2011