Вопрос: О
необходимости представления оригиналов разрешений на добычу охотничьих ресурсов
и талонов к ним при осуществлении экспортером экспорта косметической продукции
российского производства, содержащей субстанцию медвежьего жира и желчи.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 марта 2011 г. N Д05-593
Минэкономразвития России рассмотрело
обращение по вопросу, связанному с необходимостью представления оригиналов
разрешений на добычу охотничьих ресурсов и талонов к ним при осуществлении
экспортером экспорта косметической продукции российского производства,
содержащей субстанцию медвежьего жира и желчи (далее - обращение), и сообщает.
Следует отметить, что вопросы,
обозначенные в обращении, по существу не относятся к компетенции
Минэкономразвития России в соответствии с Положением о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 (далее - Положение).
При этом федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по поддержке экспорта промышленной продукции,
обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, в соответствии с Положением о
Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 438, является
Минпромторг России.
Кроме того, координацию и контроль за
деятельностью Росприроднадзора осуществляет, в соответствии с Положением о
Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 404,
Минприроды России.
Также обращаем внимание на то, что в
соответствии с Положением Минэкономразвития России не наделено полномочиями по
официальному разъяснению и толкованию законодательства Российской Федерации, в
связи с чем изложенная позиция не является обязательной для правоприменителя.
По существу вопросов, обозначенных в
обращении, отмечаем следующее.
Как следует из Федерального закона от
24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон), требования
Закона, а также принятых в соответствии с ним подзаконных актов
распространяются не только на объекты животного мира и их части, но и на
продукцию, полученную из них.
В частности, согласно ст. 5 Закона к
полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области
охраны и использования животного мира относится установление порядка ввоза в
Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы диких животных, их частей и
полученной из них продукции, а также предоставление разрешений на ввоз в
Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы таких животных, их частей и
полученной из них продукции.
На основании указанной нормы Закона
Приказом Минприроды России от 27.02.2008 N 47 утвержден Административный
регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по
исполнению государственной функции по выдаче разрешения на вывоз из Российской
Федерации и ввоз на ее территорию видов животных и растений, их частей или
полученной из них продукции, подпадающих под действие Конвенции о международной
торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от
03.03.1973, кроме осетровых видов рыб (далее - Регламент).
Согласно п. 6.1 Регламента для получения
разрешения СИТЕС российские и иностранные юридические или физические лица
представляют в Административный орган СИТЕС заявление, в котором, среди
прочего, приводится описание образца (живые животные или растения, шкуры,
черепа, чучела, тушки, рога, клыки, икра, образцы тканей, семена, клубни,
корни, корневища, а также изделия, включая препараты медицинского и другого
назначения, настойки, кремы, растительные экстракты и т.п.; для живых животных
- пол и возраст, наличие идентификационных меток). К заявлению в соответствии с
п. 6.2 Регламента прилагаются копия контракта между экспортером и импортером
или иного договорного документа, подтверждающего намерения о совершении данного
вывоза или ввоза, за исключением перевозки образцов животного и растительного
происхождения, находящихся в личной собственности, а также документы,
подтверждающие законность добывания. При этом документами, подтверждающими
добывание, приобретение, распоряжение и владение образцом, согласно п. 6.3
Регламента могут являться, в частности, как разрешение на добывание объектов
животного и растительного мира, так и талон к лицензии на отстрел (добывание),
протокол охоты либо иное разрешение на добывание объектов животного мира,
отнесенных к объектам охоты, выданное соответствующим специально уполномоченным
государственным органом или владельцем охотничьего хозяйства, а также товарный
чек.
Следует отметить, что Регламентом не
установлено разграничение применительно к лицам, в отношении которых
осуществляется государственная функция, между лицами, осуществляющими ввоз или
вывоз непосредственно животных/растений и их частей, и лицами, ввозящими или
вывозящими продукцию, полученную из них, а также между непосредственными
производителями данной продукции и экспортерами. Таким образом, указанные
требования Регламента применимы во всех данных случаях, в том числе и к
экспортерам, которые, как следует из обращения, в рассматриваемом случае не
являются непосредственными пользователями объектов животного мира (так как не
осуществляют добычу медведей, из чьих жира и желчи осуществляется производство
крема) и, соответственно, обладателями разрешений на добывание объектов
животного мира и талонов к ним. Кроме того, в рассматриваемом случае экспортер,
в свою очередь, является приобретателем готовой продукции, произведенной из
объектов животного мира.
Вместе с тем перечень, установленный п.
6.3 Регламента, является открытым и альтернативным, в связи с чем товарный чек
на приобретение соответствующих товаров, наряду с прочими указанными
документами, может являться доказательством законности добывания, приобретения,
распоряжения и владения образцом.
Следует обратить внимание на то, что
согласно п. 6.3 Регламента в целях соблюдения требований СИТЕС Административный
орган СИТЕС в России может запрашивать дополнительную уточняющую информацию,
касающуюся предстоящего вывоза (ввоза) объектов животного или растительного
мира (сомнение в подлинности представленных документов и достоверности
указанных в них данных).
Также обращаем внимание на то, что
согласно п. п. 15.1, 15.2 и 15.7 Регламента действия и решения Росприроднадзора,
принятые в рамках исполнения государственной функции, могут быть обжалованы в
порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, руководителю
Росприроднадзора, в Минприроды России, а также в судебном порядке.
Директор Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Н.И.ЛАРИОНОВА
02.03.2011