Вопрос: Об
осуществлении государственного учета жилищного фонда в РФ, в том числе
многоквартирных домов, а также о введении единой электронной формы технической
документации на многоквартирные дома и иных документов, связанных с управлением
такими домами.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 марта 2011 г. N 4016-ИМ/Д23
Во исполнение поручения Правительства
Российской Федерации в целях разработки нормативного правового акта,
предусматривающего определение состава единой электронной формы технической
документации на многоквартирные дома и иных связанных с управлением такими
домами документов, в пределах своей компетенции Минэкономразвития России
сообщает.
По мнению Минэкономразвития России,
разработка нормативного правового акта, предусматривающего определение состава
единой электронной формы технической документации на многоквартирные дома и
иных связанных с управлением такими домами документов, связана с вопросами
осуществления государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации.
Исходя из положений Жилищного кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) многоквартирные дома входят в состав
жилищного фонда.
Согласно ч. 4 ст. 19 Кодекса жилищный
фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом исходя из содержания ч. 5 ст. 19
Кодекса государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета
должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том
числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением
технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и
иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых
помещений установленным требованиям).
Вместе с тем пп. 5.2.6.4 Положения о
Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 N 40,
установлены полномочия Минрегиона России в части принятия порядка
государственного учета жилищного фонда.
Также следует отметить, что Порядок учета
жилищного фонда в Российской Федерации определен Положением о государственном
учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 (далее - Положение),
однако данный нормативный правовой акт в достаточной степени не регулирует
осуществление государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации.
В частности, в настоящее время
осуществление государственного учета и ведение единого реестра объектов
жилищного фонда, расположенных на территории Российской Федерации, на основе
единых принципов не отнесено к полномочиям Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации или органов местного самоуправления.
Кодексом также не установлены цели
осуществления учета жилищного фонда, объем информации, подлежащей учету,
механизмы, обеспечивающие накопление и актуализацию учетных сведений.
Кроме того, Положением закреплено, что
основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет.
Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные
государственные и муниципальные организации технической инвентаризации:
унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро.
В связи с этим отмечаем, что с 1 января
2013 г. вступят в силу положения Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ
"О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре)
в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного
строительства, согласно которым государственный кадастровый учет указанных
объектов будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти
(Росреестром).
При этом ч. 8 ст. 47 Закона о кадастре
предусмотрено применение нормативных правовых актов в сфере государственного
технического учета и технической инвентаризации объектов капитального
строительства только до 1 января 2013 г.
Таким образом, с 1 января 2013 г.
нормативные правовые акты, регулирующие государственный технический учет объектов
капитального строительства, в том числе многоквартирных домов, будут признаны
утратившими силу.
По мнению Минрегиона России, отраженному
в проекте доклада Президенту Российской Федерации, использование единой
электронной формы технической документации на многоквартирный дом и иных
связанных с управлением таким домом документов позволит оптимизировать
проведение мероприятий, направленных на содержание общего имущества в
многоквартирном доме.
Тем не менее следует отметить, что в
настоящее время при осуществлении государственного технического учета
многоквартирных домов общее имущество, не являющееся недвижимостью, не
описывается и, соответственно, учет в отношении него не осуществляется. Форма
технического паспорта на многоквартирный дом, утвержденная Приказом Минземстроя
России от 04.08.1998 N 37 и составляемая по результатам проведения технической
инвентаризации, не содержит описания общего имущества.
В соответствии с вышеизложенным в целях
выполнения соответствующих поручений Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации, по мнению Минэкономразвития России,
необходимо внести в Кодекс поправки, устанавливающие:
- цели проведения учета жилищного фонда;
- состав сведений, подлежащих учету;
- к полномочиям какого уровня власти
относится учет (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органов
местного самоуправления);
- процедуру актуализации сведений в
учетной системе.
В свою очередь, после внесения указанных
изменений, по мнению Минэкономразвития России, возможно утверждение порядка
учета жилищного фонда, предусматривающего формы технической документации на
многоквартирный дом, в том числе и в электронном виде.
И.Е.МАНЫЛОВ
04.03.2011