Вопрос: О применении норм ГК РФ при
решении вопроса о порядке установления факта надлежащего перечисления арендной
платы за аренду имущества, в отношении которого субъекты малого и среднего
предпринимательства (арендаторы) наделены преимущественным правом приобретения.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 октября 2008 г. N Д05-4608
Департамент
государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России рассмотрел
обращение о реализации ряда положений Федерального закона от 22.07.2008 N
159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в
государственной собственности субъектов Российской Федерации или в
муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства,
и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) и сообщает.
Пунктом 5.3.3 Положения о Министерстве
экономического развития, утвержденного Постановлением Правительства Российской
Федерации от 05.06.2008 N 437 (далее - Положение), установлено, что
Минэкономразвития России осуществляет в том числе
подготовку заключений по проектам нормативных актов, регулирующих отношения
субъектов предпринимательской деятельности или их отношения с государством, а
также оказывающих влияние на макроэкономические показатели развития страны, в
которых дается оценка влияния соответствующих решений на макроэкономические
показатели и их последствий для субъектов предпринимательской деятельности. При
этом в соответствии с Положением Минэкономразвития России не является органом,
уполномоченным осуществлять официальное толкование федеральных законов.
Между тем, по
мнению Департамента, по вопросу о порядке установления факта надлежащего
перечисления арендной платы за аренду имущества, в отношении которого субъекты
малого и среднего предпринимательства наделены преимущественным правом
приобретения в соответствии с условиями и порядком, установленным в Федеральном
законе N 159-ФЗ, необходимо руководствоваться положениями Гражданского кодекса
Российской Федерации (далее - ГК РФ), регулирующими вопросы исполнения
обязательств (в том числе договорных
обязательств).
Так, в соответствии с нормами ст. 209 ГК
РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с
условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при
отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового
оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо,
исполнившее обязательство ненадлежащим образом, несет ответственность при
наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или
договором предусмотрены иные основания ответственности.
Таким образом, по мнению Департамента
государственного регулирования в экономике, в случае отсутствия факта
привлечения предпринимателя-арендатора к гражданско-правовой ответственности
при исполнении сторонами договора аренды такой арендатор признается надлежаще
исполняющим договорные обязательства.
При решении вопроса о заключении договора
аренды в связи со сменой арендатора считаем, что нормы, установленные
Федеральным законом N 159-ФЗ, распространяются исключительно на отношения
арендатора, являющегося стороной в данном договоре аренды.
Дополнительно информируем, что 17 октября
2008 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла
в третьем чтении проект федерального закона N 51207-5 "О внесении
изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции", в соответствии
с которым предлагается установить следующую норму:
"До 1 июля
2010 года допускается пролонгация договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи
17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" и заключенных до 1
июля 2008 года с субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением
субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14
Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации", и субъектов малого и
среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных
ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), без проведения
конкурсов и аукционов. При этом пролонгация договоров, указанных в настоящей
части, возможна на срок не более чем до 1 июля 2010 года".
Обращаем внимание, что в связи с
отсутствием у Минэкономразвития России полномочий по осуществлению официального
толкования федеральных законов данное разъяснение не является обязательным для правоприменителей.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
П.В.ПУСТЕЛЕНИН
24.10.2008