Вопрос: О порядке
расчета среднего дневного заработка для исчисления пособия по беременности и
родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком; об установлении пониженных
тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ для отдельных
категорий плательщиков страховых взносов, в частности, применяющих специальный
налоговый режим ЕНВД; о проекте закона, предусматривающего поэтапную отмену
ЕНВД и совершенствование применения УСН на основе патента.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 марта 2011 г. N Д05-638
Департамент развития малого и среднего
предпринимательства совместно с Департаментом экономики социального развития и
приоритетных программ Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросам
обязательного социального страхования индивидуальных предпринимателей и
сообщает.
1. По вопросу порядка расчета среднего
дневного заработка для исчисления пособий по обязательному социальному
страхованию
Федеральным законом от 25.02.2011 N 21-ФЗ
"О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об
обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в
связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении
изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на
случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее -
Закон N 21-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 08.12.2010 N 343-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном
страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с
материнством" в части порядка расчета среднего дневного заработка для
исчисления пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за
ребенком.
Согласно принятым изменениям средний
дневной заработок для исчисления указанных пособий определяется путем деления
суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году
наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, на
число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней,
приходящихся на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и
родам, отпуска по уходу за ребенком и другие периоды, указанные в ст. 1 Закона
N 21-ФЗ.
Данные изменения позволят увеличить
размеры пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за
ребенком.
2. По вопросу установления пониженных
тарифов страховых взносов для субъектов малого предпринимательства, применяющих
специальный налоговый режим ЕНВД
Отмена с 1 января 2010 г. единого
социального налога и введение страховых взносов в государственные внебюджетные
фонды ознаменовали переход от налогового к страховому принципу формирования
доходов пенсионной системы и системы социального и медицинского страхования.
За счет бюджетов Пенсионного фонда
Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и
фондов обязательного медицинского страхования, основным источником формирования
которых являются доходы от сбора страховых взносов в указанные государственные
внебюджетные фонды, осуществляется финансирование выплат пенсий, пособий и
медицинской помощи.
В соответствии с Федеральными законами от
24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и N 213-ФЗ "О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и
признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений
законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального
закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования и территориальные фонды обязательного медицинского
страхования" предусматривается переход к страховым принципам формирования
системы обязательного социального страхования, в том числе установление единого
для всех страхователей (работодателей) тарифа страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование в размере 26% от выплат работникам при увеличении
совокупного тарифа взносов на все виды обязательного социального страхования до
34%. Одновременно с этим устанавливается определенный уровень страховых
гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых
взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В связи с повышением нагрузки на
плательщиков страховых взносов указанными Федеральными законами предусмотрен
ряд переходных положений компенсирующего характера.
В переходный период 2011 - 2014 гг. для
отдельных категорий налогоплательщиков (сельскохозяйственных
товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов, резидентов
технико-внедренческих зон и др.) предусмотрены пониженные тарифы страховых
взносов.
Также сохранены действующий в настоящее
время механизм учета страховых взносов в составе расходов и механизм вычета
сумм страховых взносов из сумм налогов, уплачиваемых по специальным налоговым
режимам.
Таким образом, субъекты малого и среднего
предпринимательства, осуществляющие соответствующие виды деятельности, смогут
воспользоваться предлагаемыми льготами.
При этом предусмотрено, что выпадающие
доходы государственных внебюджетных фондов компенсируются за счет трансфертов
из федерального бюджета.
Также сообщаем, что в соответствии с
Федеральным законом от 28.12.2010 N 432-ФЗ "О внесении изменений в статью
58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в течение 2011
- 2012 гг. для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в
производственной и социальной сфере и применяющих упрощенную систему
налогообложения, применяются ставки страховых взносов в государственные внебюджетные
фонды на уровне 26%. Указанная экономическая деятельность классифицируется в
соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
Соответствующий вид экономической
деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии,
что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному
виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов
определяется в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Подтверждение основного вида
экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя
осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Настоящий Федеральный закон вступил в
силу с 1 января 2011 г.
Кроме того, во исполнение поручений
Правительства Российской Федерации в настоящее время прорабатываются вопросы
распространения переходного периода с пониженными страховыми взносами на иные
виды экономической деятельности и на некоммерческие организации, а также
вопросы, касающиеся возможности снижения ставки страховых взносов на
обязательное социальное страхование при одновременном устранении или
значительном увеличении предельной величины базы для начисления страховых
взносов.
Для получения более подробной информации
целесообразно обратиться в Министерство здравоохранения и социального развития
Российской Федерации, являющееся федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, включая
уплату страховых взносов.
3. Дополнительно по поставленным в
обращении вопросам сообщаем следующее.
Во исполнение поручения Правительства
Российской Федерации Минфином России совместно с Минэкономразвития России
проведен анализ применения на территории Российской Федерации упрощенной
системы налогообложения, разработан и 10 декабря 2010 г. внесен в Правительство
Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в
статью 18 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации,
Бюджетный кодекс Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу
некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской
Федерации" (далее - законопроект), предусматривающий совершенствование
применения упрощенной системы налогообложения на основе патента.
Законопроект содержит следующие основные
положения.
В отношении налога на вмененный доход
(ЕНВД):
- с 1 января 2012 г. для плательщиков
ЕНВД, осуществляющих розничную торговую деятельность и оказывающих услуги
общественного питания, сокращается допустимая предельная штатная численность
сотрудников со 100 до 50 человек;
- с 1 января 2013 г. запрещается
применять ЕНВД при осуществлении розничной торговли и оказании услуг
общественного питания;
- с 1 января 2014 г. система ЕНВД
отменяется полностью.
В отношении упрощенной системы
налогообложения (УСН):
- с 1 января 2012 г. выделение в
отдельную систему патентной системы налогообложения.
В отношении патентной системы
налогообложения (патент):
- с 1 января 2012 г. вводится как
самостоятельный специальный налоговый режим;
- устанавливается законами субъектов
Российской Федерации;
- в перечне видов деятельности (всего 46)
выделен 21 вид деятельности, по которым при введении патента на территории
Российской Федерации патент является обязательным. Остальные виды деятельности
вводятся в соответствии с решением субъекта Российской Федерации;
- субъект Российской Федерации
устанавливает самостоятельно для каждого вида деятельности размер потенциально
возможного дохода, являющегося налоговой базой. При этом установлены
минимальное - 100 000 руб. и максимальное - 500 000 руб. значения.
Предусмотрена ежегодная индексация ограничений на коэффициент-дефлятор;
- налогоплательщиками могут являться
индивидуальные предприниматели с числом занятых не более 5 человек, с годовым
оборотом до 60 млн руб.;
- патент действует на территории одного
субъекта Российской Федерации;
- налоговая ставка по патенту - 6%;
- патент может приобретаться на любое
количество месяцев, но не более календарного года;
- налогоплательщик освобожден от подачи
налоговой декларации. Осуществляется ведение книги учета доходов и расходов.
В соответствии с указанным законопроектом
предполагается существенное снижение требований к налоговой и бухгалтерской
отчетности в рамках патентной системы.
Также сообщаем, что дополнительную
информацию о формах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
можно получить на Федеральном портале поддержки малого и среднего
предпринимательства по адресу http://www.smb.gov.ru.
Директор Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Н.И.ЛАРИОНОВА
05.03.2011