Вопрос: Об
установлении пониженных тарифов страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды РФ для плательщиков страховых взносов, в том числе для
организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в производственной и
социальной сфере и применяющих УСН; о проекте федерального закона,
предусматривающего совершенствование применения УСН на основе патента и
поэтапную отмену ЕНВД; о мерах имущественной поддержки субъектов малого и
среднего предпринимательства в соответствии с Постановлением Правительства РФ
от 21.08.2010 N 645; об осуществлении организациями и индивидуальными
предпринимателями, являющимися налогоплательщиками ЕНВД, наличных денежных
расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 марта 2011 г. N Д05-646
Департамент развития малого и среднего
предпринимательства Минэкономразвития России в рамках своей компетенции
сообщает следующее.
1. Отмена с 1 января 2010 г. единого
социального налога и введение страховых взносов в государственные внебюджетные
фонды ознаменовали переход от налогового к страховому принципу формирования
доходов пенсионной системы и системы социального и медицинского страхования. За
счет бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального
страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского
страхования, основным источником формирования которых являются доходы от сбора
страховых взносов в указанные государственные внебюджетные фонды, осуществляется
финансирование выплат пенсий, пособий и медицинской помощи.
В соответствии с Федеральными законами от
24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и N 213-ФЗ "О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и
признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений
законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального
закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского
страхования" предусматривается переход к страховым принципам формирования
системы обязательного социального страхования, в том числе установление единого
для всех страхователей (работодателей) тарифа страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование в размере 26% от выплат работникам при увеличении
совокупного тарифа взносов на все виды обязательного социального страхования до
34%. Одновременно с этим устанавливается определенный уровень страховых
гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых
взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В связи с повышением нагрузки на
плательщиков страховых взносов указанными Федеральными законами предусмотрен
ряд переходных положений компенсирующего характера.
В переходный период 2011 - 2014 гг. для
отдельных категорий налогоплательщиков (сельскохозяйственных
товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов, резидентов
технико-внедренческих зон и др.) предусмотрены пониженные тарифы страховых
взносов.
Также сохранены действующий в настоящее
время механизм учета страховых взносов в составе расходов и механизм вычета
сумм страховых взносов из сумм налогов, уплачиваемых по специальным налоговым
режимам.
Таким образом, субъекты малого и среднего
предпринимательства, осуществляющие соответствующие виды деятельности, смогут
воспользоваться предлагаемыми льготами. При этом предусмотрено, что выпадающие
доходы государственных внебюджетных фондов компенсируются за счет трансфертов
из федерального бюджета.
В соответствии с Федеральным законом от
28.12.2010 N 432-ФЗ "О внесении изменений в статью 58 Федерального закона
"О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования и территориальные фонды обязательного медицинского
страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации" в течение 2011 - 2012 гг.
для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в
производственной и социальной сфере и применяющих упрощенную систему
налогообложения, применяются ставки страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды на уровне 26%. Указанная экономическая деятельность
классифицируется в соответствии с Общероссийским классификатором видов
экономической деятельности.
Соответствующий вид экономической
деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии,
что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному
виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов
определяется в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Подтверждение основного вида
экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя
осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Настоящий
Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2011 г.
Одновременно сообщаем, что по итогам
встречи руководителей объединений предпринимателей с Председателем
Правительства Российской Федерации В.В. Путиным, состоявшейся 24 декабря 2010
г., Минздравсоцразвития России совместно с Минэкономразвития России и Минфином
России поручено дополнительно рассмотреть вопрос о видах экономической
деятельности, на которые распространяются положения законодательства Российской
Федерации о страховых взносах на обязательное социальное страхование,
предусматривающие льготный период применения по пониженному тарифу.
Во исполнение поручения разработан проект
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О
страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования и территориальные фонды обязательного медицинского
страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - законопроект) с
целью поддержки и создания экономических стимулов, необходимых для деятельности
некоммерческих организаций, организаций и индивидуальных предпринимателей,
применяющих упрощенную систему налогообложения, и направленный на изменение
подходов к определению перечня видов экономической деятельности субъектов,
применяющих упрощенную систему налогообложения и имеющих право на применение
пониженной ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Законопроектом предполагается установить
совокупный тариф страховых взносов в размере 26% в пределах страхуемого
годового заработка для некоммерческих организаций, организаций и индивидуальных
предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения в 2011 и 2012
гг., и переход к общеустановленному тарифу 34% с 2013 г.
2. Кроме того, во исполнение поручения
Правительства Российской Федерации Минфином России совместно с
Минэкономразвития России проведен анализ применения на территории Российской
Федерации упрощенной системы налогообложения, разработан и 10 декабря 2010 г.
внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О
внесении изменений в статью 18 части первой и часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации и о внесении
изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных
актов) Российской Федерации" (далее - законопроект), предусматривающий
совершенствование применения упрощенной системы налогообложения на основе
патента.
Законопроект содержит следующие основные
положения.
В отношении налога на вмененный доход
(ЕНВД):
- с 1 января 2012 г. для плательщиков
ЕНВД, осуществляющих розничную торговую деятельность и оказывающих услуги
общественного питания, сокращается допустимая предельная штатная численность
сотрудников со 100 до 50 человек;
- с 1 января 2013 г. запрещается применять
ЕНВД при осуществлении розничной торговли и оказании услуг общественного
питания;
- с 1 января 2014 г. система ЕНВД
отменяется полностью.
В отношении упрощенной системы
налогообложения (УСН):
- с 1 января 2012 г. выделение в
отдельную систему патентной системы налогообложения.
В отношении патентной системы
налогообложения (патент):
- с 1 января 2012 г. вводится как
самостоятельный специальный налоговый режим;
- устанавливается законами субъектов
Российской Федерации;
- субъект Российской Федерации
устанавливает самостоятельно для каждого вида деятельности размер потенциально
возможного дохода, являющегося налоговой базой. При этом установлены
минимальное - 100 000 руб. и максимальное - 500 000 руб. значения.
Предусмотрена ежегодная индексация ограничений на коэффициент-дефлятор;
- налогоплательщиками могут являться
индивидуальные предприниматели с числом занятых не более 5 человек, с годовым
оборотом до 60 млн руб.;
- патент действует на территории одного
субъекта Российской Федерации;
- налоговая ставка по патенту - 6%;
- патент может приобретаться на любое
количество месяцев, но не более календарного года;
- налогоплательщик освобожден от подачи
налоговой декларации. Осуществляется ведение книги учета доходов и расходов.
В соответствии с указанным законопроектом
предполагается существенное снижение требований к налоговой и бухгалтерской
отчетности в рамках патентной системы.
3. 21.08.2010 Правительство Российской
Федерации приняло Постановление N 645 "Об имущественной поддержке
субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального
имущества", в соответствии с которым:
- Росимущество наделено полномочием по
формированию и утверждению перечней федерального имущества, свободного от прав
третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего
предпринимательства), для предоставления во владение и (или) в пользование на
долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства;
- перечни имущества подлежат
обязательному опубликованию, в том числе в сети Интернет;
- здания и помещения из перечня
предоставляются исключительно субъектам малого и среднего предпринимательства
на конкурсной основе;
- закреплен минимальный срок договора
аренды - 5 лет с момента регистрации договора.
Для субъектов малого предпринимательства
установлен льготный размер арендной платы от стандартно определяемого на основе
рыночной оценки имущества размера арендной платы (от 40% в первый год до 100% в
четвертый год аренды).
4. В соответствии с п. 2.1 ст. 2
Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон
N 54) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не
подпадающие под действие п. п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ, при
осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст.
346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные
денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения
контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя
(клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа),
подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу,
услугу).
Директор Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Н.И.ЛАРИОНОВА
05.03.2011