Вопрос: О
переходных положениях компенсирующего характера, предусмотренных нормами
Федеральных законов от 24.07.2009 N 212-ФЗ и от 24.07.2009 N 213-ФЗ для
плательщиков страховых взносов; об установлении пониженных тарифов страховых
взносов в государственные внебюджетные фонды РФ для организаций и
индивидуальных предпринимателей, работающих в производственной и социальной
сферах и применяющих УСН; о проекте совершенствования применения УСН на основе
патента, а также поэтапной отмены ЕНВД.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 марта 2011 г. N Д05-676
Департамент развития малого и среднего
предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение и сообщает.
Отмена с 1 января 2010 г. единого
социального налога и введение страховых взносов в государственные внебюджетные
фонды ознаменовали переход от налогового к страховому принципу формирования
доходов пенсионной системы и системы социального и медицинского страхования.
За счет бюджетов Пенсионного фонда
Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и
фондов обязательного медицинского страхования, основным источником формирования
которых являются доходы от сбора страховых взносов в указанные государственные
внебюджетные фонды, осуществляется финансирование выплат пенсий, пособий и
медицинской помощи.
В соответствии с Федеральными законами от
24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и N 213-ФЗ "О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и
признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений
законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального
закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского
страхования" предусматривается переход к страховым принципам формирования
системы обязательного социального страхования, в том числе установление единого
для всех страхователей (работодателей) тарифа страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование в размере 26% от выплат работникам при увеличении
совокупного тарифа взносов на все виды обязательного социального страхования до
34%. Одновременно с этим устанавливается определенный уровень страховых
гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых
взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В связи с повышением нагрузки на
плательщиков страховых взносов указанными Федеральными законами предусмотрен
ряд переходных положений компенсирующего характера.
В переходный период 2011 - 2014 гг. для
отдельных категорий налогоплательщиков (сельскохозяйственных
товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов, резидентов
технико-внедренческих зон и др.) предусмотрены пониженные тарифы страховых
взносов.
Также сохранены действующий в настоящее
время механизм учета страховых взносов в составе расходов и механизм вычета
сумм страховых взносов из сумм налогов, уплачиваемых по специальным налоговым
режимам.
Таким образом, субъекты малого и среднего
предпринимательства, осуществляющие соответствующие виды деятельности, смогут
воспользоваться предлагаемыми льготами.
При этом предусмотрено, что выпадающие
доходы государственных внебюджетных фондов компенсируются за счет трансфертов
из федерального бюджета.
Также сообщаем, что в соответствии с
Федеральным законом от 28.12.2010 N 432-ФЗ "О внесении изменений в статью
58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в течение 2011
- 2012 гг. для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в
производственной и социальной сфере и применяющих упрощенную систему
налогообложения, применяются ставки страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды на уровне 26%. Указанная экономическая деятельность
классифицируется в соответствии с Общероссийским классификатором видов
экономической деятельности.
Соответствующий вид экономической
деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии,
что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному
виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов
определяется в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Подтверждение основного вида
экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя
осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Настоящий Федеральный закон вступил в
силу с 1 января 2011 г.
Для получения более подробной информации
целесообразно обратиться в Министерство здравоохранения и социального развития
Российской Федерации, являющееся федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, включая
уплату страховых взносов.
Кроме того, во исполнение поручения
Правительства Российской Федерации Минфином России совместно с
Минэкономразвития России проведен анализ применения на территории Российской
Федерации упрощенной системы налогообложения, разработан и 10 декабря 2010 г.
внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О
внесении изменений в статью 18 части первой и часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации и о внесении
изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных
актов) Российской Федерации" (далее - законопроект), предусматривающий
совершенствование применения упрощенной системы налогообложения на основе
патента.
Законопроект содержит следующие основные
положения.
В отношении налога на вмененный доход
(ЕНВД):
- с 1 января 2012 г. для плательщиков
ЕНВД, осуществляющих розничную торговую деятельность и оказывающих услуги
общественного питания, сокращается допустимая предельная штатная численность
сотрудников со 100 до 50 человек;
- с 1 января 2013 г. запрещается
применять ЕНВД при осуществлении розничной торговли и оказании услуг
общественного питания;
- с 1 января 2014 г. система ЕНВД
отменяется полностью.
В отношении упрощенной системы
налогообложения (УСН):
- с 1 января 2012 г. выделение в
отдельную систему патентной системы налогообложения.
В отношении патентной системы
налогообложения (патент):
- с 1 января 2012 г. вводится как
самостоятельный специальный налоговый режим;
- устанавливается законами субъектов
Российской Федерации;
- в перечне видов деятельности (всего 46)
выделен 21 вид деятельности, по которым при введении патента на территории
Российской Федерации патент является обязательным. Остальные виды деятельности
вводятся в соответствии с решением субъекта Российской Федерации;
- субъект Российской Федерации
устанавливает самостоятельно для каждого вида деятельности размер потенциально
возможного дохода, являющегося налоговой базой. При этом установлены значения
минимальное - 100 000 руб. и максимальное - 500 000 руб. Предусмотрена
ежегодная индексация ограничений на коэффициент-дефлятор;
- налогоплательщиками могут являться
индивидуальные предприниматели с числом занятых не более 5 человек, с годовым
оборотом до 60 млн руб.;
- патент действует на территории одного
субъекта Российской Федерации;
- налоговая ставка по патенту - 6%;
- патент может приобретаться на любое
количество месяцев, но не более календарного года;
- налогоплательщик освобожден от подачи налоговой
декларации. Осуществляется ведение книги учета доходов и расходов.
В соответствии с указанным законопроектом
предполагается существенное снижение требований к налоговой и бухгалтерской
отчетности в рамках патентной системы.
Функция надзора за исполнением
законодательства должностными лицами находится в компетенции Генеральной
прокуратуры Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от
17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура
разрешает заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении
законов.
Также сообщаем, что дополнительную
информацию о формах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
можно получить на Федеральном портале поддержки малого и среднего
предпринимательства по адресу http://www.smb.gov.ru.
Директор Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Н.И.ЛАРИОНОВА
10.03.2011