Вопрос: О
распоряжении земельными участками в границах (и вне границ) населенных пунктов,
расположенных на территории музея-заповедника.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 марта 2011 г. N Д23-957
Минэкономразвития России рассмотрело
обращение по вопросу распоряжения земельными участками, расположенными на
территории государственного музея-заповедника, и в пределах своей компетенции
сообщает следующее.
В соответствии со ст. 26.1 Федерального
закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и
музеях в Российской Федерации" музеем-заповедником считается музей,
которому в установленном порядке предоставлены земельные участки с
расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к
историко-культурным заповедникам, или ансамблями.
Территорией музея-заповедника являются
земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного)
пользования, иные земельные участки, предоставленные музею-заповеднику в
установленном порядке в связи с созданием данного музея-заповедника, а также в
период его деятельности.
Объекты культурного и природного
наследия, земельные, водные, лесные и иные ресурсы, объекты недвижимости могут
быть отданы в безвозмездное и бессрочное пользование государственному
музею-заповеднику, переданы ему в оперативное управление или включены в границы
территории музея-заповедника без изъятия из хозяйственной эксплуатации при
условии установления для них особого режима содержания и использования.
Земли в границах установленных территорий
государственных музеев-заповедников относятся к землям историко-культурного
назначения и находятся в ограниченном гражданском обороте в соответствии с
нормами земельного законодательства в целях сохранения культурного и природного
наследия (ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 57 Федерального
закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках
истории и культуры) народов Российской Федерации").
Согласно Федеральному закону от
25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и
культуры) народов Российской Федерации" установление границы территории
объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого
регулирования относится к полномочиям федеральных органов государственной
власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной
охраны объектов культурного наследия (ст. 9).
В силу положений ст. ст. 9.1, 33, 34
Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного
наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в
целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической
среде органы власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать ограничения
на использование земельных участков, находящихся в зонах охраны объекта
культурного наследия.
Включение земельного участка в состав
зоны охраны объекта культурно-исторического наследия означает установление
особого режима использования земельного участка, но не влечет за собой запрета
либо ограничения его в обороте.
Вместе с тем, в случае если в результате
продажи или совершения иных сделок с земельными участками в охранных зонах
нарушается их целевое использование, такие действия будут неправомерными и
будут нарушать правовой режим использования земельных участков.
Таким образом, распоряжение земельными
участками в границах (и вне границ) населенных пунктов, расположенных на
территории музея-заповедника, осуществляется с учетом установленных ограничений
и целевого назначения.
И.Е.МАНЫЛОВ
11.03.2011