Вопрос: О
проведении проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей органами государственного контроля (надзора), органами
муниципального контроля, а также об ужесточении ответственности юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей, направленном на приостановление их
деятельности.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 марта 2011 г. N Д05-778
Департамент развития малого и среднего
предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение и сообщает.
Отношения в области организации и
осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и
защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются
Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Положениями Закона N 294-ФЗ помимо
проведения плановых проверок с периодичностью не чаще одного раза в три года
предусмотрена обязанность органов государственного контроля (надзора), органов
муниципального контроля по проведению в отношении юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей внеплановых проверок по основаниям, указанным в
ч. 2 ст. 10 указанного Закона, а именно:
1) истечение срока исполнения юридическим
лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об
устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований,
установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного
контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений
граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от
органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств
массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда
жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам
культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской
Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью
граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного
наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации,
безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае
обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя
органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с
поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской
Федерации.
Что касается предложения по ужесточению
ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
направленному на приостановление деятельности, то Кодексом Российской Федерации
об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ помимо
административного штрафа предусмотрен в том числе и такой вид административного
наказания, как административное приостановление деятельности, которое
заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических
лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных
участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений,
осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ст. 3.12
КоАП РФ).
В соответствии с Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 (далее -
Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое
регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Вместе с тем
согласно Положению Минэкономразвития России не является органом, уполномоченным
осуществлять официальное толкование нормативных правовых актов.
В связи с этим вышеизложенные разъяснения
не являются обязательными для исполнения, а носят рекомендательный характер.
Врио заместителя директора
Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Е.В.КОВТУН
18.03.2011