Вопрос: Об
установлении налоговой ставки по земельному налогу для субъектов малого и
среднего предпринимательства представительными органами муниципальных
образований, об определении кадастровой стоимости земельных участков для целей
исчисления земельного налога, а также о возможности оспаривания результатов
определения кадастровой стоимости земельного участка.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 марта 2011 г. N Д05-813
Департамент развития малого и среднего
предпринимательства совместно с Департаментом недвижимости Минэкономразвития
России и Департаментом таможенно-тарифной политики Минфина России рассмотрел
коллективное обращение по вопросу установления земельного налога для субъектов
малого и среднего предпринимательства и в пределах своей компетенции сообщает
следующее.
В соответствии с Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437,
Минэкономразвития России не вправе давать разъяснения о применении
законодательства Российской Федерации.
Для информации сообщаем, что в
соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -
Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного
налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и
сборах.
Согласно ст. 15 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) земельный налог относится к
местным налогам.
Земельный налог является одним из
основных источников формирования доходной базы местных бюджетов, средства от
уплаты которого направляются на решение социально-экономических задач, стоящих
перед органами местного самоуправления.
На основании ст. 387 гл. 31 Налогового
кодекса земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами
городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), вводится в действие и
прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами
городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и обязателен к уплате
на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской
Федерации.
Согласно ст. 394 Налогового кодекса
налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами
городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в пределах,
установленных п. 1 ст. 394 Кодекса. При этом допускается установление
дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и (или)
разрешенного использования земельного участка.
Учитывая изложенное, решение вопросов,
связанных с установлением конкретных налоговых ставок по земельному налогу для
субъектов малого и среднего предпринимательства, находится в компетенции
представительных органов муниципальных образований (законодательных
(представительных) органов государственной власти городов федерального значения
Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которых располагаются земельные
участки, принадлежащие субъектам малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем отмечаем, что согласно п. 1
ст. 390 Налогового кодекса налоговая база для исчисления земельного налога
определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых
объектом налогообложения.
На основании п. 2 ст. 66 Земельного
кодекса государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с
законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии со ст. 24.12 Федерального
закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской
Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) государственная кадастровая оценка
проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта
Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта
Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем
один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена
государственная кадастровая оценка.
Таким образом, кадастровая стоимость
земельных участков может изменяться в связи с проведением новой государственной
кадастровой оценки земель.
При этом в соответствии с п. 3 ст. 66
Земельного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка
кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его
рыночной стоимости.
Физические и юридические лица, не
согласные с результатами государственной кадастровой оценки, могут обжаловать
ее результаты в судебном порядке, а также во внесудебном порядке,
предусмотренном ст. 24.19 Закона N 135-ФЗ.
Также следует отметить, что в
соответствии с ч. 17 ст. 24.19 Закона N 135-ФЗ в случае, если заявление о
пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете
рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении
кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Директор Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Н.И.ЛАРИОНОВА
22.03.2011