Вопрос: О
переходных положениях компенсирующего характера, предусмотренных нормами
Федеральных законов от 24.07.2009 N 212-ФЗ и от 24.07.2009 N 213-ФЗ для
плательщиков страховых взносов; об установлении пониженных тарифов страховых
взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в
производственной и социальной сферах и применяющих УСН; об отсутствии оснований
для снижения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 марта 2011 г. N Д05-831
Департамент развития малого и среднего
предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение о высокой
нагрузке на плательщиков страховых взносов и в пределах своей компетенции
сообщает следующее.
В соответствии с Федеральными законами от
24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования" и N 213-ФЗ "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими
силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов)
Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых
взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и
территориальные фонды обязательного медицинского страхования"
предусматривается переход к страховым принципам формирования системы
обязательного социального страхования, в том числе установление единого для
всех страхователей (работодателей) тарифа страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование в размере 26% от выплат работникам при увеличении
совокупного тарифа взносов на все виды обязательного социального страхования до
34%. Одновременно с этим устанавливается определенный уровень страховых
гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых
взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В связи с повышением нагрузки на
плательщиков страховых взносов указанными Федеральными законами предусмотрен
ряд переходных положений компенсирующего характера.
В переходный период 2011 - 2014 гг. для
отдельных категорий налогоплательщиков (сельскохозяйственных
товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов, резидентов
технико-внедренческих зон и др.) предусмотрены пониженные тарифы страховых
взносов.
Также сохранены действующий в настоящее
время механизм учета страховых взносов в составе расходов и механизм вычета
сумм страховых взносов из сумм налогов, уплачиваемых по специальным налоговым
режимам.
Таким образом, субъекты малого и среднего
предпринимательства, осуществляющие соответствующие виды деятельности, смогут
воспользоваться предлагаемыми льготами.
При этом предусмотрено, что выпадающие
доходы государственных внебюджетных фондов компенсируются за счет трансфертов
из федерального бюджета.
Также сообщаем, что в соответствии с
Федеральным законом от 28.12.2010 N 432-ФЗ "О внесении изменений в статью
58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в течение 2011
- 2012 гг. для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в
производственной и социальной сферах и применяющих упрощенную систему
налогообложения, применяются ставки страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды на уровне 26%. Указанная экономическая деятельность
классифицируется в соответствии с Общероссийским классификатором видов
экономической деятельности.
Соответствующий вид экономической
деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии,
что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному
виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов
определяется в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Подтверждение основного вида
экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя
осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Настоящий Федеральный закон вступил в силу
с 1 января 2011 г.
Также сообщаем, что органы контроля
уплаты страховых взносов имеют право предоставлять плательщикам страховых
взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам
в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом.
Необходимо также отметить, что
обязанность по уплате страховых взносов обеспечивает гражданам реализацию права
на трудовую пенсию и обязательное медицинское страхование.
Используемый подход к определению размера
подлежащих к уплате страховых взносов обеспечивает индивидуальному
предпринимателю минимальный уровень гарантий по обязательному социальному
страхованию.
Кроме того, целевым назначением страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование является обеспечение права
гражданина на получение пенсии в размере, эквивалентном сумме страховых
взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Таким образом, снижение
размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование может привести
к сокращению сумм будущих пенсий.
При этом в соответствии с действующим
законодательством о страховых взносах факт получения индивидуальными
предпринимателями дохода либо его отсутствия по любым причинам не влияет на
изменение или прекращение обязанности по уплате страховых взносов и не предусматривает
освобождение какой-либо категории плательщиков от уплаты страховых взносов.
Одновременно следует отметить, что в
соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития
Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.06.2004 N 321, Министерство здравоохранения и социального
развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Учитывая изложенное, за получением более
подробной информации об уплате страховых взносов можно обратиться в
Минздравсоцразвития России.
Дополнительно сообщаем, что Федеральным
законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации" предусмотрено оказание
поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, включающей
финансовую, имущественную, консультационную поддержку, поддержку в области
подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в
области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку
субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую
деятельность, а также поддержку субъектов малого и среднего
предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Получить информацию о мерах поддержки
субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуемых Минэкономразвития
России, можно на Федеральном портале поддержки малого и среднего
предпринимательства по адресу http://smb.gov.ru.
Заместитель директора
Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
В.Ю.МЕЛЬНИКОВ
23.03.2011