Вопрос: О
переходных положениях, предусмотренных нормами Федеральных законов от
24.07.2009 N 212-ФЗ и от 24.07.2009 N 213-ФЗ для плательщиков страховых
взносов; об установлении пониженных тарифов страховых взносов для организаций и
индивидуальных предпринимателей, работающих в производственной и социальной
сферах и применяющих УСН; о нецелесообразности освобождения от уплаты страховых
взносов в государственные внебюджетные фонды сроком на один год граждан,
начавших предпринимательскую деятельность в рамках региональных программ
содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных
граждан.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 марта 2011 г. N Д05-843
Департамент развития малого и среднего
предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу об
освобождении от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды
сроком на один год граждан, начавших предпринимательскую деятельность в рамках
региональных программ содействия развитию малого предпринимательства и
самозанятости безработных граждан, и сообщает.
Отмена с 1 января 2010 г. единого
социального налога и введение страховых взносов в государственные внебюджетные
фонды ознаменовали переход от налогового к страховому принципу формирования
доходов пенсионной системы и системы социального и медицинского страхования.
За счет бюджетов Пенсионного фонда
Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и
фондов обязательного медицинского страхования, основным источником формирования
которых являются доходы от сбора страховых взносов в указанные государственные
внебюджетные фонды, осуществляется финансирование выплат пенсий, пособий и
медицинской помощи.
В соответствии с Федеральными законами от
24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и N 213-ФЗ "О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и
признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений
законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона
"О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского
страхования" предусматривается переход к страховым принципам формирования
системы обязательного социального страхования, в том числе установление единого
для всех страхователей (работодателей) тарифа страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование в размере 26% от выплат работникам при увеличении
совокупного тарифа взносов на все виды обязательного социального страхования до
34%. Одновременно с этим устанавливается определенный уровень страховых
гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых
взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В связи с повышением нагрузки на
плательщиков страховых взносов указанными Федеральными законами предусмотрен
ряд переходных положений компенсирующего характера.
В переходный период 2011 - 2014 гг. для
отдельных категорий налогоплательщиков (сельскохозяйственных
товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов, резидентов
технико-внедренческих зон и др.) предусмотрены пониженные тарифы страховых
взносов.
Также сохранен действующий в настоящее
время механизм учета страховых взносов в составе расходов и механизм вычета
сумм страховых взносов из сумм налогов, уплачиваемых по специальным налоговым
режимам.
Таким образом, субъекты малого и среднего
предпринимательства, осуществляющие соответствующие виды деятельности, могут
воспользоваться предлагаемыми льготами.
Также сообщаем, что в соответствии с
Федеральным законом от 28.12.2010 N 432-ФЗ "О внесении изменений в статью
58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в течение 2011
- 2012 гг. для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в
производственной и социальной сферах и применяющих упрощенную систему
налогообложения, применяются ставки страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды на уровне 26%. Указанная экономическая деятельность
классифицируется в соответствии с Общероссийским классификатором видов
экономической деятельности.
Соответствующий вид экономической
деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии,
что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному
виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов
определяется в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Кроме того, принят Федеральный закон от
16.10.2010 N 272-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О
страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования и территориальные фонды обязательного медицинского
страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации", предусматривающий внесение
в Закон N 212-ФЗ изменений, направленных на снижение нагрузки на фонд оплаты
труда и стимулирование инновационной деятельности и модернизации. В частности,
указанным Федеральным законом устанавливается переходный период с пониженными
тарифами страховых взносов для организаций, осуществляющих деятельность в
области информационных технологий, резидентов технико-внедренческих особых
экономических зон, хозяйственных обществ, создаваемых при вузах и научных
центрах, для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
При этом предусмотрено, что выпадающие
доходы государственных внебюджетных фондов компенсируются за счет трансфертов
из федерального бюджета.
Также сообщаем, что в рамках реализации
п. 5 Перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации В.В.
Путина от 19.01.2011 N ВП-П13-202 Минэкономразвития России был подготовлен и
направлен в Минздравсоцразвития России Письмом от 02.02.2011 N 1595-СВ/Д13
проект федерального закона, направленный на изменение подходов к определению
перечня видов экономической деятельности субъектов, применяющих упрощенную
систему налогообложения, имеющих право на применение пониженной ставки
страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Данный подход позволит распространить
действие переходного периода по льготной уплате страховых взносов на весь круг
наиболее незащищенных и социально значимых субъектов малого
предпринимательства.
В настоящий момент в Минэкономразвития
России продолжена работа по расширению перечня видов деятельности, для которых
предусмотрен переходный период по уплате страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды.
Кроме того, отмечаем, что в рамках
выполнения п. 6 Перечня поручений Председателя Правительства Российской
Федерации В.В. Путина от 19.01.2011 N ВП-П13-202 Минэкономразвития России
прорабатывает вопрос о возможности снижения ставки страховых взносов на обязательное
социальное страхование при одновременном устранении или значительном увеличении
предельной величины базы для начисления страховых взносов, а также с учетом
оптимизации налогообложения акцизами на табачную продукцию и крепкие
алкогольные напитки, налога на добычу полезных ископаемых и иных налогов.
Принятие предложения об освобождении
предприятий, созданных в рамках программ, реализуемых Минздравсоцразвития
России по содействию самозанятости безработных граждан и Минэкономразвития
России по поддержке начинающих предпринимателей, от уплаты страховых взносов в
течение первого года их деятельности приведет к снижению доходов бюджетов
государственных внебюджетных фондов, формируемых за счет страховых взносов, что
без одновременного изменения объема финансируемых обязательств приведет к
дефициту бюджетов государственных внебюджетных фондов и будет противоречить
страховым принципам системы обязательного социального страхования.
То есть предложение об освобождении
предприятий, созданных в рамках региональных программ по снижению напряженности
на рынке труда субъектов Российской Федерации, требует серьезного
финансово-экономического обоснования, а также указания источников компенсации
выпадающих доходов.
На основании вышеизложенного указанное
предложение требует дополнительных расчетов.
Директор Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Н.И.ЛАРИОНОВА
23.03.2011