Вопрос: О порядке
согласования местоположения границ земельных участков; о включении в состав
межевого плана раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их
частях" и заполнении реквизита "6" указанного раздела.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 марта 2011 г. N Д23-1257
По результатам рассмотрения вопросов,
изложенных в обращении и на личном приеме, состоявшемся 28 января 2011 г. в
Департаменте недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент
недвижимости), о согласовании местоположения границ земельных участков,
включении в состав межевого плана раздела "Сведения об уточняемых
земельных участках и их частях" и заполнении реквизита "6"
указанного раздела сообщаем.
В соответствии с Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437,
Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению
законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным по
затронутым в обращении вопросам отметить следующее.
1. О согласовании местоположения границ
земельных участков
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального
закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре
недвижимости" (далее - Закон о кадастре) местоположение границ земельных
участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному
согласованию с лицами, указанными в ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре (далее -
заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено
местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись
соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных
с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр
недвижимости.
Таким образом, согласование
местоположения границ земельных участков осуществляется в случаях, когда в
результате кадастровых работ уточняется местоположение границ:
- земельного участка, являющегося
объектом кадастровых работ;
- земельных участков, смежных с земельным
участком, являющимся объектом кадастровых работ.
Учитывая изложенное, в порядке,
установленном Законом о кадастре, должно быть согласовано местоположение границ
земельных участков, сведения о которых содержатся в государственном кадастре
недвижимости (независимо от наличия в государственном кадастре недвижимости
сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки либо
сведений о координатах характерных точек их границ или иного описания
местоположения границ), если в результате кадастровых работ уточнено
местоположение границ таких земельных участков.
При этом права заинтересованных лиц на
земельные участки должны быть зарегистрированы в Едином государственном реестре
прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) либо оформлены в
ином установленном федеральным законом порядке.
В частности, в установленных федеральными
законами случаях права на земельные участки возникают независимо от факта их
регистрации в ЕГРП. Например, наследники являются правообладателями с даты
принятия наследства, а собственники помещений в многоквартирном доме - с даты
государственного кадастрового учета соответствующего земельного участка.
Согласование местоположения границ
земельных участков согласно ч. 7 ст. 39 Закона о кадастре по выбору
кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания
заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с
заинтересованным лицом.
При этом согласно ч. 10 ст. 39 Закона о
кадастре при проведении согласования местоположения границ земельных участков в
индивидуальном порядке требования указанной статьи о порядке извещения
заинтересованных лиц не применяются. В связи с этим при таком способе
согласования местоположения границ положения ч. 3 ст. 40 Закона о кадастре не
применяются.
Дополнительно необходимо отметить, что
Законом о кадастре не установлено ограничений в отношении проведения
одновременно согласования местоположения границ в индивидуальном порядке и посредством
проведения собрания заинтересованных лиц.
Таким образом, по мнению Департамента
недвижимости, в случае уклонения правообладателя земельного участка от
согласования местоположения границ в индивидуальном порядке согласование
местоположения границы может быть проведено посредством проведения собрания
заинтересованных лиц.
Если согласование местоположения границ
земельных участков осуществляется посредством проведения собрания
заинтересованных лиц, то согласно ч. 8 ст. 39 Закона о кадастре опубликование
извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных
участков допускается в случае, если:
- в государственном кадастре недвижимости
отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или
получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ
земельных участков, направленное заинтересованному лицу посредством почтового
отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
- смежный земельный участок расположен в
пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого
объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав
земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем
пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в
многоквартирном доме.
Таким образом, при отсутствии сведений о
почтовых адресах правообладателей смежных земельных участков, в том числе
земельных участков, государственный кадастровый учет которых был осуществлен до
вступления в силу Закона о кадастре, следует руководствоваться требованиями,
предусмотренными ч. 8 ст. 39 Закона о кадастре.
2. О включении в состав межевого плана
раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" и
заполнении реквизита "6" указанного раздела
Требования к подготовке межевого плана
утверждены Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее -
Требования).
Согласно п. 4 Требований межевой план
состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы,
обязательные для включения в состав межевого плана, и разделы, включение
которых в состав межевого плана зависит от вида кадастровых работ.
В соответствии с п. 10 Требований раздел
"Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" включается в
состав межевого плана, подготавливаемого в результате выполнения кадастровых
работ по уточнению сведений государственного кадастра недвижимости о
местоположении границы и (или) площади земельного участка.
По мнению Департамента недвижимости, в
реквизите "6" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках
и их частях" межевого плана приводятся сведения о всех заинтересованных
лицах, принимавших участие в согласовании местоположения границ земельных
участков.
При отсутствии в сведениях
государственного кадастра недвижимости, на основе которых подготовлен межевой
план, информации о правообладателях смежных земельных участков указанные в п.
68 Требований сведения вносятся в межевой план на основании представленных
правообладателями смежных земельных участков документов о правах на земельные
участки, в том числе выписок о зарегистрированных правах (ограничениях
(обременениях) прав), выданных органом, осуществляющим государственную
регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом в графе
"3" реквизита "6" раздела "Сведения об уточняемых
земельных участках и их частях" межевого плана дополнительно приводятся
реквизиты таких документов (п. 69 Требований).
При этом в случае невозможности получения
сведений, указанных в п. 68 Требований, в том числе способом, предусмотренным в
п. 69 Требований, по мнению Департамента недвижимости, при подготовке межевого
плана в реквизите 6 раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и
их частях" межевого плана в соответствии с п. 21 Требований проставляется
знак "-".
Необходимо отметить, что позиция
Росреестра по данному вопросу, согласно предоставленной информации, совпадает с
позицией Департамента недвижимости.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
В.В.АБРАМЧЕНКО
25.03.2011