Вопрос: О
государственной кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических и
дачных объединений, в частности, в Московской области, а также о возможности
оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 марта 2011 г. N Д06-1750
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу
увеличения кадастровой стоимости земельных участков, входящих в состав
садоводческого объединения, и сообщает следующее.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития
России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию
Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего
законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение
по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для
правоприменителя.
Государственная кадастровая оценка земель
Московской области проводилась в соответствии с Постановлением Правительства
Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой
оценке земель" и Правилами проведения государственной кадастровой оценки
земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от
08.04.2000 N 316 (далее - Правила), в соответствии с которыми государственная
кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости
земельных участков и основывается на классификации земель по целевому
назначению и виду функционального использования.
В соответствии с п. 3 Правил
государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5
лет.
Государственная кадастровая оценка земель
первого и второго туров садоводческих, огороднических и дачных объединений
осуществлялась в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки
земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной
Приказом Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307, предполагающей использование
рыночных данных при определении кадастровой стоимости.
Результаты первого тура проведения работ
по массовой оценке земельных участков Московской области, входящих в состав
садоводческих, огороднических и дачных объединений, утверждены Распоряжением
Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 N
166-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки
земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской
области".
Результаты второго тура проведения работ
по массовой оценке земельных участков Московской области, входящих в состав
садоводческих, огороднических и дачных объединений, утверждены Распоряжением
Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N
121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки
земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской
области".
Следует отметить, что со времени
проведения первого тура государственной кадастровой оценки земель прошел
значительный промежуток времени, в течение которого существенно увеличилась
рыночная стоимость земельных участков Московской области.
Таким образом, результаты государственной
кадастровой оценки земель первого и второго туров могут значительно отличаться.
Дополнительно отмечаем, что ст. 24.19
Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в
Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности
в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ)) предусмотрена возможность
оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов
кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения
кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или
комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости
(далее - комиссия) путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть
недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении
его кадастровой стоимости, а также установление его рыночной стоимости.
Следует отметить, что указанной статьей
определено, что рыночная стоимость земельного участка для целей подачи
заявления о пересмотре его кадастровой стоимости определяется на дату, по
состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость земельного участка.
Дополнительно сообщаем, что Типовые
требования к порядку создания и работы комиссии утверждены Приказом
Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69, который вступит в силу после его
государственной регистрации и официального опубликования в установленном
законодательством Российской Федерации порядке.
Одновременно отмечаем, что в соответствии
с п. 1 ст. 5 Федерального закона N 167-ФЗ положения указанного Закона не
применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение
которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня его официального
опубликования и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.
Кроме того, п. 12 Правил установлено, что
споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель,
рассматриваются в судебном порядке.
Таким образом, на текущий момент
результаты определения кадастровой стоимости земельных участков,
осуществленного до истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования
Федерального закона N 167-ФЗ, по мнению Департамента, могут быть оспорены в
суде в том числе на основании отчетов об определении их рыночной стоимости по
состоянию на дату, на которую определена кадастровая стоимость земельных
участков.
Врио директора Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
28.03.2011