Вопрос: О порядке
составления отчетов об оценке в форме электронного документа в соответствии с
Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в
Российской Федерации".
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 марта 2011 г. N д06-1781
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу
составления отчетов об оценке в форме электронного документа и сообщает
следующее.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития
России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию
Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего законодательства.
В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросам,
указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.
В соответствии со ст. 11 Федерального
закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской
Федерации" (в ред. Федерального закона N 431-ФЗ) отчет об оценке может
быть составлен в форме электронного документа.
При этом положениями указанной статьи
предусмотрено, что отчет об оценке, составленный в форме электронного документа,
должен быть подписан электронной цифровой подписью в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что положения
Федерального закона N 135-ФЗ не регламентируют, должен ли отчет об оценке
полностью быть составлен в форме электронного документа.
Кроме того, в соответствии с ч. 7 ст. 11
Федерального закона N 135-ФЗ отчет должен быть пронумерован постранично, прошит
(за исключением случаев составления отчета в форме электронного документа),
подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен
личной печатью оценщика или печатью юридического лица, с которым оценщик или
оценщики заключили трудовой договор.
С учетом изложенного, по мнению
Департамента, в форме электронного документа может быть составлен как весь отчет
об оценке, так и его отдельные части.
При этом независимо от того, в какой
форме составлен отчет об оценке, он должен отвечать требованиям, предъявляемым
к отчету об оценке в соответствии с Федеральным стандартом оценки
"Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденным Приказом
Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 254.
Одновременно следует отметить, что
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 25 марта 2011
г. в третьем чтении принят Федеральный закон "Об электронной подписи".
Кроме того, Минэкономразвития России
готовятся поправки Правительства Российской Федерации к проекту федерального
закона N 126184-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О
саморегулируемых организациях" и в отдельные законодательные акты Российской
Федерации", предусматривающие в том числе использование аналога
собственноручной подписи для целей подписания отчетов, составленных в форме
электронного документа.
Согласно законодательству Российской
Федерации электронную цифровую подпись, а также иной аналог собственноручной
подписи может иметь как физическое, так и юридическое лицо.
Таким образом, по мнению Департамента,
отчет об оценке, составленный в форме электронного документа, следует
подписывать электронными цифровыми подписями или иными аналогами
собственноручной подписи как оценщика или оценщиков, составивших такой отчет,
так и юридических лиц, отвечающих требованиям ст. 15.1 Федерального закона N
135-ФЗ.
Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
29.03.2011