Вопрос: Об
отсутствии оснований для проведения согласования местоположения границ
земельного участка, если в результате кадастровых работ по уточнению
местоположения границ не изменилось местоположение указанного земельного
участка, а также земельных участков, смежных с ним.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 марта 2011 г. N Д23-1286
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел
обращение общества с ограниченной ответственностью по вопросу о согласовании
местоположения границ земельных участков и сообщает.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального
закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре
недвижимости" (далее - Закон о кадастре) местоположение границ земельных
участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному
согласованию с лицами, указанными в ч. 3 данной статьи, в случае, если в
результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка,
в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или
уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о
которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Частью 7 ст. 38 Закона о кадастре
установлено, что местоположение границ земельного участка устанавливается
посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек
изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Таким образом, по мнению Департамента
недвижимости, в случае, если в результате кадастровых работ по уточнению
местоположения границ земельного участка, проводимых с целью уточнения сведений
государственного кадастра недвижимости о точности определения координат
характерных точек границ указанного земельного участка, местоположение его
границ, а также смежных с ним земельных участков не изменилось, согласование
местоположения границы земельного участка не требуется.
Между тем необходимо отметить, что в
соответствии с Законом о кадастре уточнение местоположения границы земельного
участка допускается в следующих случаях:
1) при отсутствии в государственном
кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границы
земельного участка;
2) в случае если содержащиеся в
государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границы
земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения
координат для земель определенного целевого назначения;
3) в случае если содержащиеся в
государственном кадастре недвижимости координаты какой-либо характерной точки
границы земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на
местности (в государственном кадастре недвижимости содержится несколько
значений координат указанной характерной точки).
Кроме того, ч. 6 ст. 4 Закона о кадастре
установлено, что истечение определенного периода со дня завершения кадастрового
учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам
определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений
об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической
основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат,
используемых для его ведения, не являются основанием для признания кадастровых
сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.
При этом согласно ч. 3 ст. 25 Закона о
кадастре государственный кадастровый учет в связи с изменением площади
земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за
исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного
участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный
участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если
такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного
участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на
основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ
земельных участков.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
В.В.АБРАМЧЕНКО
29.03.2011