Вопрос: Об
установлении налоговой ставки по земельному налогу для субъектов малого и
среднего предпринимательства представительными органами муниципальных
образований, об определении кадастровой стоимости земельных участков для целей
исчисления земельного налога, а также о возможности оспаривания результатов
определения кадастровой стоимости земельного участка.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 марта 2011 г. N Д05-887
Департамент развития малого и среднего
предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу
установления земельного налога для субъектов малого и среднего
предпринимательства и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437,
Минэкономразвития России не вправе давать разъяснения о применении
законодательства Российской Федерации.
Для информации сообщаем, что в соответствии
со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс)
использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за
использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного
налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и
сборах.
Согласно ст. 15 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) земельный налог относится к
местным налогам.
Земельный налог является одним из основных
источников формирования доходной базы местных бюджетов, средства от уплаты
которого направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед
органами местного самоуправления.
На основании ст. 387 гл. 31 Налогового
кодекса земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами
городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), вводится в действие и
прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами
городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и обязателен к уплате
на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской
Федерации.
Согласно ст. 394 Налогового кодекса
налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами
городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в пределах,
установленных п. 1 ст. 394 Кодекса. При этом допускается установление
дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и (или)
разрешенного использования земельного участка.
Учитывая изложенное, решение вопросов,
связанных с установлением конкретных налоговых ставок по земельному налогу для
субъектов малого и среднего предпринимательства, находится в компетенции
представительных органов муниципальных образований (законодательных
(представительных) органов государственной власти городов федерального значения
Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которых располагаются земельные
участки, принадлежащие субъектам малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем отмечаем, что согласно п. 1
ст. 390 Налогового кодекса налоговая база для исчисления земельного налога
определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых
объектом налогообложения.
На основании п. 2 ст. 66 Земельного
кодекса государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с
законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень
кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
При этом в соответствии с п. 3 ст. 66
Земельного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка
кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его
рыночной стоимости.
В соответствии со ст. 24.12 Федерального
закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской
Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) государственная кадастровая оценка
проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта
Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта
Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем
один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена
государственная кадастровая оценка.
Таким образом, кадастровая стоимость
земельных участков может изменяться в связи с проведением новой государственной
кадастровой оценки земель.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса
определено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка
кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его
рыночной стоимости.
Одновременно сообщаем, что с целью
повышения открытости и прозрачности процедуры расчета кадастровой стоимости
земельных участков в соответствии с п. 13 Административного регламента по
исполнению государственной функции "Организация проведения государственной
кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития
России от 28.06.2007 N 215, территориальные управления Росреестра наделены
полномочиями по разъяснению результатов государственной кадастровой оценки
земель. Разъяснение осуществляется как в отношении общих результатов
государственной кадастровой оценки земель определенной категории, так и в
отношении результатов государственной кадастровой оценки земельного участка.
При этом указываются порядок определения и конкретные значения факторов
стоимости, приводятся расчеты с использованием модели кадастровой стоимости
земельного участка.
Таким образом, информацию об особенностях
осуществления процесса определения кадастровой стоимости по земельным участкам
можно получить, обратившись в территориальное отделение Росреестра по
соответствующему субъекту Российской Федерации.
Также отмечаем, что согласно ст. 24.19
Закона N 135-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О
внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в
Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской
Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ)) предусмотрена возможность оспаривания
правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой
оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой
стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по
рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее -
комиссия) путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием
для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть
недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении
его кадастровой стоимости, а также установление на дату, по состоянию на
которую была установлена кадастровая стоимость земельного участка, его рыночной
стоимости.
Вместе с тем отмечаем, что в соответствии
с п. 1 ст. 5 Закона N 167-ФЗ положения указанного Закона не применяются к
государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были
заключены до истечения шестидесяти дней после дня его официального
опубликования и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.
Кроме того, сообщаем, что п. 12 Правил
проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316,
установлено, что споры, возникающие при проведении государственной кадастровой
оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Заместитель директора
Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
В.Ю.МЕЛЬНИКОВ
29.03.2011