Вопрос: О
возможности оспаривания результатов определения кадастровой стоимости
земельного участка, а также об установлении налоговой ставки по земельному
налогу представительными органами муниципальных образований.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 апреля 2011 г. N Д06-1861
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу
о возможности пересмотра кадастровой стоимости земельного участка и сообщает
следующее.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития
России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию
Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего
законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение
по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для
правоприменителя.
Статьей 24.19 Федерального закона от
29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской
Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О
внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в
Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ)) предусмотрена возможность
оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов
кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения
кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или
комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости
(далее - комиссия) путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть
недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении
его кадастровой стоимости, а также установление его рыночной стоимости.
Следует отметить, что указанной статьей
определено, что рыночная стоимость земельного участка для целей подачи заявления
о пересмотре его кадастровой стоимости определяется на дату, по состоянию на
которую была установлена кадастровая стоимость земельного участка.
Важно отметить, что законодательством
Российской Федерации не установлено возможности установления кадастровой
стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости в заявительном
порядке (за исключением подачи соответствующего заявления в комиссию) с
приложением отчета об оценке.
Дополнительно сообщаем, что Типовые
требования к порядку создания и работы комиссии утверждены Приказом
Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69, который вступит в силу после его
государственной регистрации и официального опубликования в установленном
законодательством Российской Федерации порядке.
Одновременно отмечаем, что в соответствии
с п. 1 ст. 5 Федерального закона N 167-ФЗ положения указанного Закона не
применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение
которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня его официального
опубликования и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.
Кроме того, п. 12 Правил установлено, что
споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель,
рассматриваются в судебном порядке.
Таким образом, на текущий момент результаты
определения кадастровой стоимости земельных участков, осуществленного до
истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального
закона N 167-ФЗ, по мнению Департамента, могут быть оспорены в суде, в том
числе на основании отчетов об определении их рыночной стоимости по состоянию на
дату, на которую определена кадастровая стоимость земельных участков.
Кроме того, следует отметить, что в
соответствии с п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Налоговый кодекс) налоговая база по земельному налогу (далее - налог)
определяется как кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно ст. 387 Налогового кодекса налог
устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами
представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и
прекращает действовать в соответствии с указанным Кодексом и нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований и
обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные
органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах,
установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также
устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая
установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий
налогоплательщиков.
Таким образом, величина налоговой
нагрузки определяется налоговой ставкой, устанавливаемой органами муниципальных
образований.
Следует отметить, что в соответствии с п.
1 ст. 3 Налогового кодекса при установлении налога учитывается также
фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
С учетом изложенного в целях снижения
налоговой ставки представляется целесообразным обращаться в представительные
органы муниципальных образований.
Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
04.04.2011