Вопрос: О
проведении государственной кадастровой оценки земельных участков, входящих в
состав садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, а
также о возможности оспаривания результатов определения кадастровой стоимости
земельных участков; об установлении налоговой ставки по земельному налогу
представительными органами муниципальных образований; о регулировании тарифов
(цен) на электрическую энергию, в том числе в Московской области.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 апреля 2011 г. N Д06-1889
Департамент корпоративного управления
совместно с Департаментом государственного регулирования тарифов,
инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития России
рассмотрел обращение по вопросам увеличения кадастровой стоимости земельных
участков, входящих в состав садоводческих, огороднических и дачных объединений
в Московской области, и удорожания стоимости электрической энергии для
потребителей Московской области и сообщает следующее.
Положением о Министерстве экономического
развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, функции по осуществлению официального
толкования и разъяснения законодательства Российской Федерации за Минэкономразвития
России не закреплены, в связи с чем изложенная позиция указанных Департаментов
не является обязательной для правоприменителя и носит исключительно
рекомендательный характер.
1. В отношении увеличения кадастровой
стоимости земель Московской области
Государственная кадастровая оценка земель
Московской области проводилась в соответствии с Постановлением Правительства
Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой
оценке земель" и Правилами проведения государственной кадастровой оценки
земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от
08.04.2000 N 316 (далее - Правила), в соответствии с которыми государственная
кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости
земельных участков и основывается на классификации земель по целевому
назначению и виду функционального использования.
В соответствии с п. 3 Правил
государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5
лет.
Государственная кадастровая оценка земель
первого и второго туров садоводческих, огороднических и дачных объединений
Московской области осуществлялась в соответствии с Методикой государственной
кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений,
утвержденной Приказом Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307, предполагающей
использование рыночных данных при определении кадастровой стоимости.
Следует отметить, что со времени
проведения первого тура государственной кадастровой оценки земель прошел
значительный промежуток времени, в течение которого существенно увеличилась
рыночная стоимость земельных участков Московской области.
Таким образом, результаты государственной
кадастровой оценки земель первого и второго туров могут значительно
различаться.
Дополнительно отмечаем, что ст. 24.19
Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в
Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности
в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ)) предусмотрена возможность
оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов
кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения
кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или
комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости
(далее - комиссия) путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Основаниями для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть
недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении
его кадастровой стоимости, а также установление его рыночной стоимости.
Следует отметить, что указанной статьей
определено, что рыночная стоимость земельного участка для целей подачи
заявления о пересмотре его кадастровой стоимости определяется на дату, по
состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость земельного участка.
Дополнительно сообщаем, что Типовые
требования к порядку создания и работы комиссии утверждены Приказом
Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69, который вступит в силу после его
государственной регистрации и официального опубликования в установленном
законодательством Российской Федерации порядке.
Одновременно отмечаем, что в соответствии
с п. 1 ст. 5 Федерального закона N 167-ФЗ положения указанного Закона не
применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение
которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня его официального
опубликования и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.
Кроме того, п. 12 Правил установлено, что
споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель,
рассматриваются в судебном порядке.
Таким образом, на текущий момент
результаты определения кадастровой стоимости земельных участков,
осуществленного до истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования
Федерального закона N 167-ФЗ, по мнению Департамента корпоративного управления
Минэкономразвития России, могут быть оспорены в суде в том числе на основании
отчетов об определении их рыночной стоимости по состоянию на дату, на которую
определена кадастровая стоимость земельных участков.
2. В отношении уплаты земельного налога
В соответствии с п. 1 ст. 390 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налоговая база по
земельному налогу (далее - налог) определяется как кадастровая стоимость
земельного участка.
Согласно ст. 387 Налогового кодекса налог
устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами
представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и
прекращает действовать в соответствии с указанным Кодексом и нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований и
обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные
органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах,
установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также
устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая
установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий
налогоплательщиков.
Таким образом, величина налоговой
нагрузки определяется налоговой ставкой, устанавливаемой органами муниципальных
образований.
Следует отметить, что в соответствии с п.
1 ст. 3 Налогового кодекса при установлении налога учитывается также
фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
С учетом изложенного в целях снижения
налоговой ставки представляется целесообразным обращаться в представительные
органы муниципальных образований.
3. В отношении удорожания стоимости
электрической энергии для потребителей Московской области
В соответствии с п. 54 Основ
ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской
Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от
26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования), органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов
на очередной финансовый год устанавливают на розничном рынке:
регулируемые тарифы (цены) на
электрическую энергию (мощность), реализуемую гарантирующими поставщиками
(энергосбытовыми, энергоснабжающими организациями), к числу потребителей
которых относится население, потребителям, в том числе регулируемые тарифы
(цены) для населения на розничных рынках в субъектах Российской Федерации,
территории которых объединены в ценовые зоны оптового рынка, в рамках
установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или)
максимальных уровней регулируемых тарифов (цен).
Тарифы (цены), указанные выше,
устанавливаются исходя из объемов потребления электрической энергии (мощности),
определенных в сводном балансе для гарантирующих поставщиков (энергосбытовых,
энергоснабжающих организаций), к числу потребителей которых относится
население. Такие тарифы (цены) применяются при расчетах между гарантирующими
поставщиками (энергосбытовыми, энергоснабжающими организациями), к числу
потребителей которых относится население, и потребителями за электрическую
энергию (мощность), поставляемую по регулируемым тарифам (ценам). Объемы
поставки электрической энергии (мощности) по регулируемым тарифам (ценам)
определяются в соответствии с правилами оптового рынка и правилами розничных
рынков.
В соответствии с п. 56 Основ
ценообразования государственное регулирование тарифов на розничном рынке может
проводиться отдельно в отношении электрической энергии (мощности), поставляемой
населению в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы
потребления, определяемой в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Дополнительно сообщаем, что в
соответствии с п. 1 Положения о Топливно-энергетическом комитете Московской
области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от
23.10.2009 N 892/46, Топливно-энергетический комитет Московской области (далее
- Комитет) является центральным исполнительным органом государственной власти
Московской области, проводящим государственную политику в сфере
топливно-энергетического комплекса Московской области и осуществляющим на
коллегиальной основе межотраслевое управление и координацию, а также
функциональное регулирование в указанной сфере деятельности.
Таким образом, по мнению Департамента
государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и
энергоэффективности Минэкономразвития России, в целях получения разъяснений
относительно удорожания стоимости электрической энергии для потребителей в
Московской области целесообразно обратиться в Комитет.
Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
05.04.2011