Вопрос: О тарифах
на электрическую энергию; о мерах налоговой политики, направленных на
стимулирование развития инновационной деятельности в РФ; об установлении
пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ
для плательщиков взносов, осуществляющих определенные виды экономической
деятельности и применяющих УСН; о проекте федерального закона,
предусматривающем введение новой главы НК РФ - "Патентная система
налогообложения", а также постепенное сокращение сферы применения системы
налогообложения в виде ЕНВД; о мерах государственной поддержки субъектов малого
и среднего предпринимательства, в том числе путем предоставления субсидий для
формирования гарантийных фондов.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 апреля 2011 г. N Д05-1013
Департамент развития малого и среднего
предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение и сообщает.
Согласно Федеральному закону от
24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации" порядок и условия предоставления в аренду (в том
числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся
социально значимыми видами деятельности) государственного и муниципального
имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами
Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с Федеральным законом от
06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и
распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относятся к
вопросам местного (муниципального) значения.
Также сообщаем, что в настоящее время
поставка электрической энергии потребителям (кроме населения) осуществляется
частично по регулируемым тарифам, частично - по свободным ценам в связи с их
либерализацией. Процесс либерализации тарифов на электрическую энергию
определен действующим законодательством Российской Федерации, в том числе
Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Ответственным за реформу электроэнергетики России является Министерство
энергетики Российской Федерации.
В условиях рыночной экономики государство
не может объявить запрет на повышение тарифов жилищно-коммунального комплекса,
так как любое необоснованное ограничение цен, тарифов естественных монополий
ведет к нарушению нормальной хозяйственной деятельности организации.
Сдерживание или замораживание тарифов на товары и услуги организаций
коммунального комплекса не является эффективной мерой, поскольку в будущем
отмена данного запрета приводит к более высокому росту тарифов на товары и
услуги для данной организации и, соответственно, росту тарифов для населения.
Основными факторами роста цен и тарифов
на электроэнергию в 2010 - 2012 гг. являются рост затрат на топливо и
либерализация рынка электрической энергии.
За последние годы (2006 - 2009 гг.) был
принят ряд мер, направленных на стимулирование развития инновационной
деятельности в России.
В дальнейшем основным вектором налоговой
политики должна являться реализация стимулирующих мер, направленных на развитие
новых производств, модернизацию существующих и повышение инновационной
активности в экономике, а также повышение роли имущественных налогов. Меры
налоговой политики должны оцениваться с точки зрения их востребованности
экономическими субъектами, а также возможности эффективного администрирования.
В частности, предлагаются следующие меры:
- распространение льготной ставки страховых
платежей в размере 14% на сектор IT (для компаний, прошедших аккредитацию в
Минсвязи России), проектные и научные организации, аккредитованные в
Минпромторге России и Минобрнауки России, и резидентов технико-внедренческих
особых экономических зон;
- освобождение от налога на имущество
энергоэффективного оборудования (по перечню и классам энергоэффективности) в
целях стимулирования модернизации компаний и использования современного
энергоэффективного оборудования;
- освобождение от налога на прибыль организаций
дохода от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке
ценных бумаг или включенных в листинг биржевого сектора ММВБ "Рынок
инноваций и инвестиций", при условии срока владения такими бумагами не
менее 5 лет и размере владения не менее 10%;
- освобождение от налога на прибыль
организаций, оказывающих услуги в сфере образования и здравоохранения;
- освобождение от налога на прибыль
организаций отчислений в пределах 3 - 5% от выручки в "фонд"
предстоящих расходов на НИОКР (для госкомпаний обязательно, для остальных
добровольно);
- оптимизация механизма администрирования
расходов на НИОКР, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций с
коэффициентом 1,5;
- упрощение администрирования
налогообложения физических лиц.
Отмена с 1 января 2010 г. единого
социального налога и введение страховых взносов в государственные внебюджетные
фонды ознаменовали переход от налогового к страховому принципу формирования
доходов пенсионной системы и системы социального и медицинского страхования.
За счет бюджетов Пенсионного фонда
Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и
фондов обязательного медицинского страхования, основным источником формирования
которых являются доходы от сбора страховых взносов в указанные государственные
внебюджетные фонды, осуществляется финансирование выплат пенсий, пособий и
медицинской помощи.
В соответствии с Федеральными законами от
24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и N 213-ФЗ "О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и
признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений
законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального
закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского
страхования" предусматривается переход к страховым принципам формирования
системы обязательного социального страхования, в том числе установление единого
для всех страхователей (работодателей) тарифа страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование в размере 26% от выплат работникам при увеличении
совокупного тарифа взносов на все виды обязательного социального страхования до
34%. Одновременно с этим устанавливается определенный уровень страховых
гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых
взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В связи с повышением нагрузки на
плательщиков страховых взносов указанными Федеральными законами предусмотрен
ряд переходных положений компенсирующего характера.
В переходный период 2011 - 2014 гг. для
отдельных категорий налогоплательщиков (сельскохозяйственных
товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов, резидентов
технико-внедренческих зон и др.) предусмотрены пониженные тарифы страховых
взносов.
Также сохранены действующий в настоящее
время механизм учета страховых взносов в составе расходов и механизм вычета
сумм страховых взносов из сумм налогов, уплачиваемых по специальным налоговым
режимам.
Таким образом, субъекты малого и среднего
предпринимательства, осуществляющие соответствующие виды деятельности, смогут
воспользоваться предлагаемыми льготами.
При этом предусмотрено, что выпадающие
доходы государственных внебюджетных фондов компенсируются за счет трансфертов
из федерального бюджета.
Также сообщаем, что в соответствии с
Федеральным законом от 28.12.2010 N 432-ФЗ "О внесении изменений в статью
58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в течение 2011
- 2012 гг. для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в
производственной и социальной сферах и применяющих упрощенную систему
налогообложения, применяются ставки страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды на уровне 26%. Указанная экономическая деятельность
классифицируется в соответствии с Общероссийским классификатором видов
экономической деятельности.
Соответствующий вид экономической
деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии,
что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному
виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
Сумма доходов определяется в соответствии с действующим налоговым
законодательством.
Подтверждение основного вида
экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя
осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В
соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития
Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.06.2004 N 321, Минздравсоцразвития России является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
социального страхования, включая уплату страховых взносов.
На основании изложенного для получения
более подробной информации считаем целесообразным обратиться в
Минздравсоцразвития России.
Дополнительно сообщаем, что
Минэкономразвития России подготовлены и направлены в Правительство Российской
Федерации предложения по расширению перечня видов деятельности, для которых
предусмотрен переходный период по уплате страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды, а также по источникам покрытия выпадающих доходов
государственных внебюджетных фондов. Решение по данному вопросу будет принято в
течение 2011 г.
В настоящее время ко второму чтению в
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации готовится
проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18 части первой,
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые законодательные
акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых
законодательных актов (положений законодательных актов) Российской
Федерации" (далее - законопроект).
Целью законопроекта являются налоговое
стимулирование развития малого предпринимательства на основе совершенствования
упрощенной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе
патента, а также системы налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), упрощенной системы
налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности и устранение внутренних противоречий в
указанных налоговых режимах исходя из практики их применения.
Основные положения законопроекта состоят
в следующем.
Упрощенную систему налогообложения
индивидуальных предпринимателей на основе патента предлагается выделить в
отдельную главу "Патентная система налогообложения" Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
С 1 января 2014 г. налогообложение в виде
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности исключается
из перечня специальных налоговых режимов.
Законопроектом предусматривается постепенное
сокращение сферы применения системы налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - единый налог).
С 1 января 2013 г. из перечня видов
предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на уплату
единого налога, исключаются:
розничная торговля, осуществляемая через
магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров
по каждому объекту организации торговли;
оказание услуг общественного питания,
осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала
обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту
организации общественного питания.
По указанным видам предпринимательской
деятельности с 1 января по 31 декабря 2012 г. устанавливается ограничение по
среднесписочной численности работников в размере 50 человек.
Согласно законопроекту патентная система
налогообложения вводится в соответствии с Кодексом законами субъектов
Российской Федерации.
Так, перечень видов предпринимательской
деятельности, в отношении которых может применяться патентная система
налогообложения, переработан (по сравнению с действующим перечнем): виды
предпринимательской деятельности указаны укрупненными позициями, дополнительно
включены новые виды деятельности.
Законами субъектов Российской Федерации
также устанавливаются размеры потенциально возможного к получению
индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской
деятельности, переводимым на патентную систему налогообложения, в пределах
минимального (100 тыс. руб.) и максимального (500 тыс. руб.) их размеров.
Предусмотрена ежегодная индексация ограничений на коэффициент-дефлятор.
Переход на патентную систему
налогообложения осуществляется индивидуальными предпринимателями добровольно.
Патент действует на территории одного
субъекта Российской Федерации и выдается по выбору индивидуального
предпринимателя на период от одного до 12 месяцев в пределах календарного года.
Налоговая ставка устанавливается в
размере 6 процентов. Налогоплательщиками могут являться индивидуальные
предприниматели с числом занятых не более 10 человек с годовым оборотом до 60
млн руб.
Налогоплательщики патентной системы
налогообложения освобождены от представления налоговой декларации в налоговые
органы. При этом они обязаны вести учет доходов от реализации в книге учета
доходов, которая представляется в налоговые органы при уплате оставшейся
стоимости патента.
Законопроектом устанавливается, что
индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками патентной
системы налогообложения, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или)
расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой
техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа
(товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием
денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
В период 2012 - 2014 гг. одновременно
будут действовать патентная система налогообложения и единый налог на вмененный
доход, при этом виды предпринимательской деятельности, на которые
распространяются указанные системы налогообложения, во многом совпадают, в
связи с чем законопроектом предусмотрено самостоятельное право выбора
налогоплательщиком между данными специальными режимами налогообложения.
Такой подход позволит во время
переходного периода провести анализ применения налогоплательщиками патентной
системы налогообложения и единого налога на вмененный доход, оценить динамику
перехода налогоплательщиков с одной системы налогообложения на другую и в
случае необходимости вернуться к рассмотрению вопроса о сроках отмены единого
налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
В настоящее время государством
принимаются меры, направленные на увеличение объемов кредитования, в том числе
субъектов малого и среднего предпринимательства.
Минэкономразвития России с 2006 г.
реализуется Программа создания региональных фондов поручительств (гарантийных
фондов) по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и
предполагается предоставление на конкурсной основе бюджетам субъектов
Российской Федерации субсидий для формирования таких гарантийных фондов.
В соответствии с требованиями, установленными
Минэкономразвития России, гарантийный фонд - юридическое лицо, одним из
учредителей которого является субъект Российской Федерации или орган местного
самоуправления, созданное для целей обеспечения доступа субъектов малого и
среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов
малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам,
развития системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и
среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и
среднего предпринимательства, основанных на кредитных договорах, договорах
займа и лизинга.
В настоящее время в субъектах Российской
Федерации действуют 72 гарантийных фонда с общей капитализацией на начало
текущего года около 21 млрд руб.
Государственная программа финансовой
поддержки малого и среднего предпринимательства реализуется Внешэкономбанком
через ОАО "Российский банк развития" (далее - ОАО "РосБР")
по двум направлениям: через банки-партнеры и организации инфраструктуры
поддержки (микрофинансовые организации, кредитные кооперативы, факторинговые и
лизинговые компании, региональные венчурные фонды).
Получить финансовую поддержку может
предприятие или индивидуальный предприниматель, которые относятся к категории
субъектов малого и среднего предпринимательства и соответствуют стандартам
(условиям) кредитования малого и среднего предпринимательства.
В целях получения информации о конкретных
условиях предоставления кредита, а также банках-участниках необходимо
обратиться непосредственно в ОАО "РосБР".
Также отмечаем, что в целях обеспечения
стабильности банковской системы ряду банков предоставлены субординированные
кредиты (Газпромбанку, Банку ВТБ, Россельхозбанку и другим кредитным
организациям), что создает дополнительные возможности для кредитования
предприятий.
Для получения кредитных средств на
развитие производства, а также для погашения ранее предоставленных кредитов
можно обратиться также в иные кредитные организации.
Также сообщаем, что дополнительную
информацию о формах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
можно получить на Федеральном портале поддержки малого и среднего
предпринимательства по адресу http://www.smb.gov.ru.
Заместитель директора
Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
В.Ю.МЕЛЬНИКОВ
06.04.2011