Вопрос: О
проведении государственной кадастровой оценки земель, в том числе входящих в
состав садоводческих, огороднических и дачных объединений; о возможности
оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, а
также об установлении налоговой ставки по земельному налогу представительными
органами муниципальных образований.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 апреля 2011 г. N Д06-1904
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу
увеличения кадастровой стоимости земельных участков, входящих в состав в том
числе садоводческих объединений в области, и сообщает следующее.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития
России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию
Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего
законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение
по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для
правоприменителя.
Государственная кадастровая оценка земель
области проводилась в соответствии с Постановлением Правительства Российской
Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке
земель" и Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель,
утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N
316 (далее - Правила), в соответствии с которыми государственная кадастровая
оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных
участков и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду
функционального использования.
В соответствии с п. 3 Правил
государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5
лет.
Государственная кадастровая оценка земель
первого и второго туров садоводческих, огороднических и дачных объединений
области осуществлялась в соответствии с Методикой государственной кадастровой
оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной
Приказом Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307, предполагающей использование
рыночных данных при определении кадастровой стоимости.
Следует отметить, что со времени
проведения первого тура государственной кадастровой оценки земель прошел
значительный промежуток времени, в течение которого существенно увеличилась
рыночная стоимость земельных участков области.
Таким образом, результаты государственной
кадастровой оценки земель первого и второго туров могут значительно различаться.
Дополнительно отмечаем, что ст. 24.19
Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в
Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности
в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ)) предусмотрена возможность
оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов
кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения
кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или
комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости
(далее - комиссия) путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Основаниями для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть
недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении
его кадастровой стоимости, а также установление его рыночной стоимости.
Следует отметить, что указанной статьей
определено, что рыночная стоимость земельного участка для целей подачи
заявления о пересмотре его кадастровой стоимости определяется на дату, по
состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость земельного участка.
Дополнительно сообщаем, что Типовые
требования к порядку создания и работы комиссии утверждены Приказом
Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69, который вступит в силу после его
государственной регистрации и официального опубликования в установленном законодательством
Российской Федерации порядке.
Одновременно отмечаем, что в соответствии
с п. 1 ст. 5 Федерального закона N 167-ФЗ положения указанного Закона не
применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение
которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня его официального
опубликования и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.
Кроме того, п. 12 Правил установлено, что
споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель,
рассматриваются в судебном порядке.
Таким образом, на текущий момент
результаты определения кадастровой стоимости земельных участков,
осуществленного до истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования
Федерального закона N 167-ФЗ, по мнению Департамента, могут быть оспорены в
суде, в том числе на основании отчетов об определении их рыночной стоимости по
состоянию на дату, на которую определена кадастровая стоимость земельных
участков.
Кроме того, следует отметить, что в
соответствии с п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Налоговый кодекс) налоговая база по земельному налогу (далее - налог)
определяется как кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно ст. 387 Налогового кодекса налог
устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами
представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и
прекращает действовать в соответствии с указанным Кодексом и нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен
к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные
органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах,
установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также
устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая
установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий
налогоплательщиков.
Таким образом, величина налоговой
нагрузки определяется налоговой ставкой, устанавливаемой органами муниципальных
образований.
Следует отметить, что в соответствии с п.
1 ст. 3 Налогового кодекса при установлении налога учитывается также
фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
С учетом изложенного в целях снижения
налоговой ставки представляется целесообразным обращаться в представительные
органы муниципальных образований.
Кроме того, ввиду того что в соответствии
с п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин
России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию, в том числе в сфере налоговой деятельности, в адрес Минфина
России направлен запрос с целью получения позиции о возможности снижения
предельного уровня ставки по земельному налогу для отдельных видов земельных
участков, установленного в соответствии со ст. 394 Налогового кодекса в размере
0,3%, и отмены льгот, указанных в обращении.
Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
06.04.2011