Вопрос: О
содержании решения о резервировании земельных участков для государственных или
муниципальных нужд и документах, прилагаемых к решению; о правах на земельный
участок, в отношении которого принято решение о резервировании, о правах на
земельный участок, изъятый из оборота, о правах на земельный участок, изъятый у
его правообладателя.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 апреля 2011 г. N Д23-1427
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о правах на земельный
участок и сообщает следующее.
1. Постановление Правительства Москвы от
07.03.2006 N 150-ПП "О комплексном развитии территорий упраздненных и
существующих деревень, поселков и коллективных садов в границах города
Москвы" не является решением о резервировании земельных участков для
государственных или муниципальных нужд.
Порядок резервирования земель для
государственных или муниципальных нужд определен Постановлением Правительства
Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных
с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд",
согласно которому решение о резервировании должно содержать:
- цели и сроки резервирования земель;
- реквизиты документов, в соответствии с
которыми осуществляется резервирование земель;
- ограничения прав на зарезервированные
земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом
Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для
достижения целей резервирования земель;
- сведения о месте и времени ознакомления
заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем
кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично
расположены в границах резервируемых земель.
Кроме того, к решению о резервировании
земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых
номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в
границах резервируемых земель.
Государственная регистрация ограничений
прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких
ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N
122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним".
2 - 3. Земельный участок, в отношении которого
принято решение о резервировании, не изымается из оборота, и, следовательно,
правообладатель такого земельного участка вправе распоряжаться им по своему
усмотрению в установленных законом пределах.
Закрытый перечень земельных участков,
изъятых из оборота, приведен в ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земельные участки считаются изъятыми в силу закона при наличии на них
перечисленных в п. 4 указанной статьи объектов. Решение об изъятии их из
оборота не может быть принято.
Одновременно отмечаем, что в обращении
имеет место смешение различных по своему содержанию понятий "изъятие
земельного участка из оборота" и "изъятие земельного участка у его
правообладателя". Последнее возможно в исключительных случаях,
предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, и предполагает
прекращение прав собственника, землепользователя или землевладельца в отношении
изымаемого земельного участка в целях дальнейшего его использования для
государственных или муниципальных нужд.
Изъятие земельного участка из оборота
предполагает ограничение прав распоряжения таким земельным участком, т.е. он не
может быть предоставлен в частную собственность, а также быть объектом сделок,
предусмотренных гражданским законодательством (п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской
Федерации).
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
07.04.2011