Вопрос: О порядке
определения размера арендной платы за земельные участки, предоставленные под
торговые помещения, находящиеся в государственной или муниципальной
собственности, а также за земельные участки, государственная собственность на
которые не разграничена.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 апреля 2011 г. N Д23-1447
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о размере арендной
платы за земельный участок, предоставленный под торговые помещения, и в
пределах компетенции сообщает.
В обращении отсутствуют сведения,
указывающие на принадлежность земельного участка, в связи с чем необходимо
отметить следующее.
В соответствии со ст. 65 Земельного
кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в
Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли
являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и
арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Налогоплательщиками земельного налога
согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Налоговый кодекс) признаются организации и физические лица, обладающие земельными
участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389
Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного)
пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
За земли, переданные в аренду, взимается
арендная плата.
При этом порядок определения размера
арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли,
находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно
Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления (п. 3 ст. 65 Земельного
кодекса).
Порядок определения размера арендной
платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за
использование земельных участков, государственная собственность на которые не
разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов
Российской Федерации (п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Таким образом, порядок определения
размера арендной платы за использование земельных участков, не находящихся в
собственности Российской Федерации, согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, не входит в компетенцию
Минэкономразвития России.
Вместе с тем полагаем необходимым
отметить, что при определении расчета размера арендной платы за земельные
участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, органы
государственной власти и органы местного самоуправления должны
руководствоваться Основными принципами определения арендной платы при аренде таких
земельных участков, утвержденными Постановлением Правительства Российской
Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об Основных принципах определения арендной
платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а
также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в
собственности Российской Федерации", в частности принципом предсказуемости
расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых
актах органов государственной власти и органов местного самоуправления
определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен
пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию
арендодателя.
В соответствии с п. 2 ст. 614
Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) арендная
плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по
каждой из его составных частей в виде:
1) определенных в твердой сумме платежей,
вносимых периодически или единовременно;
2) установленной доли полученных в
результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;
3) предоставления арендатором
определенных услуг;
4) передачи арендатором арендодателю
обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;
5) возложения на арендатора обусловленных
договором затрат на улучшение арендованного имущества.
Стороны могут предусматривать в договоре
аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.
Если иное не предусмотрено договором,
размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки,
предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год (п. 3 ст. 614
Гражданского кодекса).
При этом необходимо исходить из того, что
в течение года должно оставаться неизменным условие договора, предусматривающее
твердый размер арендной платы либо порядок (механизм) ее исчисления (п. 11
Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных
с арендой").
Дополнительно сообщаем, что в случае
нарушения прав и законных интересов заявитель вправе в соответствии со ст. 64
Земельного кодекса обратиться в суд.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
08.04.2011