Вопрос: Об
установлении сниженного предельного размера обеспечения заявки на участие в
торгах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе в форме открытых
аукционов, для субъектов малого предпринимательства.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 апреля 2011 г. N Д22-580
Департамент развития конкуренции
рассмотрел обращение, связанное с применением Федерального закона от 21.07.2005
N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон),
и сообщает свое мнение.
Положениями Закона предусмотрена
возможность установления со стороны заказчика требований в том числе
обеспечения исполнения государственного (муниципального) контракта.
Обеспечение исполнения контракта как
обеспечительная мера, предусмотренная Законом, направлено на защиту интересов
государственных и муниципальных заказчиков, а также расходуемых ими бюджетных
средств от недобросовестных участников размещения заказов. Данная мера является
косвенным подтверждением финансовой состоятельности организации и ее твердых
намерений и гарантий при исполнении государственного (муниципального)
контракта.
В соответствии с положениями Закона (п.
15.2 ч. 4 ст. 22, п. 9 ч. 4 ст. 34, п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Закона) заказчик,
уполномоченный орган вправе, а в отдельных случаях обязаны (если цена контракта
свыше 50 млн руб. или по контракту предусмотрен аванс в размере более 30%)
устанавливать требование обеспечения исполнения контракта.
Способы обеспечения исполнения определены
положениями Закона (ч. 4 ст. 29, ч. 4 ст. 38, ч. 20 ст. 41.12 Закона). Это
безотзывная банковская гарантия, выданная банком или иной кредитной организацией,
договор поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том
числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта,
предусмотренном документацией о торгах. Способ обеспечения исполнения контракта
из указанных способов определяется участником конкурса, аукциона
самостоятельно.
Обеспечительные меры, связанные с
обеспечением исполнения контрактов, призваны повысить уровень защиты интересов
заказчиков от действий недобросовестных поставщиков, сократить риски, связанные
с утратой предоставленного авансового платежа и неисполнением контрактов.
Одновременно необходимо отметить, что ст.
15 Закона предусмотрена возможность проведения заказчиками специальных процедур
размещения заказа, участниками которых могут быть только субъекты малого
предпринимательства.
В целях поддержки субъектов малого
предпринимательства в процедурах размещения заказов для государственных и
муниципальных нужд, в том числе в открытых аукционах в электронной форме,
Федеральным законом от 03.11.2010 N 290 были внесены изменения в ч. 4 ст. 20,
ч. 5 ст. 32, ч. 5 ст. 41.1 Закона, в соответствии с которыми снижен с 5% до 2%
от начальной (максимальной) цены контракта предельный размер обеспечения заявки
на участие в торгах, который может применить заказчик при размещении заказов
для государственных и муниципальных нужд, проводимых среди субъектов малого
предпринимательства согласно ст. 15 Закона.
Установление сниженного предельного
размера обеспечения заявки на участие в торгах призвано повысить уровень участия
субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках
через упрощение доступа к процедурам размещения заказов для государственных и
муниципальных нужд.
Заместитель директора
Департамента развития конкуренции
А.Т.КАТАМАДЗЕ
12.04.2011